«Симфагрегат» Теодора Курентзиса снова впечатляет

Теодор Курентзис со своим оркестром MusicAeterna и тремя зарубежными певцами исполнили в Концертном зале Четвертую симфонию и вокальный цикл «Волшебный рог мальчика» Малера.

«Симфагрегат» Теодора Курентзиса снова впечатляет  | ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Год за годом петербуржцы привыкали к экстравагантному имиджу и дирижерской манере маэстро Курентзиса. Он удивлял нас Рамо и Пёрселлом, Генделем и Моцартом - композиторами барокко и классицизма, где так сильна эстетика представления.

Как только дело дошло до «Ромео и Джульетты» Прокофьева и Седьмой симфонии Шостаковича, былые свежесть и острота восприятия стали отступать на задний план. В исполнении слышались и даже предугадывались вполне узнаваемые приемы темповых и динамических метаморфоз, любимые дирижером трюки с растяжением и сжатием музыкального времени. Все это не только уводило слушателей от хрестоматийных представлений о музыке, от ее «засаленных» интерпретаций, но отчасти стирало и ее элементарные смыслы, оставляя чистую механику.

Теперь, после Прокофьева и Шостаковича, настал черед освоения Малера - композитора, на первый взгляд кажущегося в чем-то духовно близким исканиям и притязаниям Курентзиса. Цикл песен «Волшебный рог мальчика» на стихи Арнима и Брентано исполняется в Петербурге, самом как будто малеровском городе России, до неприличия редко. А ведь песенное творчество Малера - ключ к его симфониям, которые, как и многие темы симфоний Шуберта, можно расшифровать, зная его вокальную музыку. И именно поэтому интуиция Курентзиса подсказала ему привезти сюда одну из самых мистических, загадочных и самую песенную симфонию Малера.

Песенный цикл был исполнен в первом отделении - так же как предшествовал он написанию Четвертой симфонии и в жизни композитора. Два солиста - австрийский баритон Флориан Бёш и ирландское меццо-сопрано Паула Муррихи - с первых же нот показали себя идеальными камерными певцами, в чьих интересах быть идеальным ретранслятором пропеваемого слова. Никакого тембрального оперного излишества, только «диетичные» тембры, владение богатой шкалой интонирования, предельная ясность артикуляции.

Сказать, что «оркестр шел за певцами», было нельзя - скорее, наоборот, певцам приходилось поспевать за оркестром, интенсивным творческим аккомпаниатором. И певцы, и оркестр были подчинены воле дирижера, который все усилия своей души и ума направлял на истовое служение музыке.

Четвертую симфонию Малера струнная группа оркестра MusicAeterna играла, по заведенной традиции, стоя. И вибрация действительно чувствовалась иная - более сочная, звенящая. Особенно проникновенно прозвучала медленная третья часть, в которой Теодор Курентзис акцентировал хоральные связи с Бахом, создававшим иллюзию умиротворенности. Тем разительнее были контрасты.

Финал симфонии с участием молодой афроамериканской сопрано Жанин де Бик, слегка напомнившей чувственностью и эротизмом тембра знаменитую Джесси Норман, был повторен как фактически первый бис. Курентзис заставил овации умолкнуть и заявил, что в исполнении Малера трудно добиваться совершенного звучания. Каждый из музыкантов и певица приняли это, конечно же, на свой счет и исполнили финал во второй раз намного более выразительно и трепетно, с истаивающими пианиссимо.

Заключительный же бис, объявленный маэстро невнятной скороговоркой, совершил совсем неожиданную метаморфозу. Буквально с первых же тактов почти никому не известной пьесы «Танцагрегат» Марко Никодиевича вспомнилось выступление венесуэльского молодежного оркестра под управлением Густаво Дудамеля: тот же бешеный адреналин, те же попсовые ритмы, тот же подростковый раж. Разница была лишь в том, что венесуэльцы забросали зал на память своими фирменными ветровками цвета венесуэльского флага. Оркестр же Курентзиса оставил публику со знаком вопроса: хотел ли этим финалом экстравагантный маэстро напрямую связать свой оркестр с названием пьесы или просто решил напоследок немного пошалить?

#музыка #концерт #оркестр MusicAeterna

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6337) от 06.12.2018 под заголовком «Симфагрегат Курентзиса».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...