«Симфагрегат» Теодора Курентзиса снова впечатляет

Теодор Курентзис со своим оркестром MusicAeterna и тремя зарубежными певцами исполнили в Концертном зале Четвертую симфонию и вокальный цикл «Волшебный рог мальчика» Малера.

«Симфагрегат» Теодора Курентзиса снова впечатляет  | ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Год за годом петербуржцы привыкали к экстравагантному имиджу и дирижерской манере маэстро Курентзиса. Он удивлял нас Рамо и Пёрселлом, Генделем и Моцартом - композиторами барокко и классицизма, где так сильна эстетика представления.

Как только дело дошло до «Ромео и Джульетты» Прокофьева и Седьмой симфонии Шостаковича, былые свежесть и острота восприятия стали отступать на задний план. В исполнении слышались и даже предугадывались вполне узнаваемые приемы темповых и динамических метаморфоз, любимые дирижером трюки с растяжением и сжатием музыкального времени. Все это не только уводило слушателей от хрестоматийных представлений о музыке, от ее «засаленных» интерпретаций, но отчасти стирало и ее элементарные смыслы, оставляя чистую механику.

Теперь, после Прокофьева и Шостаковича, настал черед освоения Малера - композитора, на первый взгляд кажущегося в чем-то духовно близким исканиям и притязаниям Курентзиса. Цикл песен «Волшебный рог мальчика» на стихи Арнима и Брентано исполняется в Петербурге, самом как будто малеровском городе России, до неприличия редко. А ведь песенное творчество Малера - ключ к его симфониям, которые, как и многие темы симфоний Шуберта, можно расшифровать, зная его вокальную музыку. И именно поэтому интуиция Курентзиса подсказала ему привезти сюда одну из самых мистических, загадочных и самую песенную симфонию Малера.

Песенный цикл был исполнен в первом отделении - так же как предшествовал он написанию Четвертой симфонии и в жизни композитора. Два солиста - австрийский баритон Флориан Бёш и ирландское меццо-сопрано Паула Муррихи - с первых же нот показали себя идеальными камерными певцами, в чьих интересах быть идеальным ретранслятором пропеваемого слова. Никакого тембрального оперного излишества, только «диетичные» тембры, владение богатой шкалой интонирования, предельная ясность артикуляции.

Сказать, что «оркестр шел за певцами», было нельзя - скорее, наоборот, певцам приходилось поспевать за оркестром, интенсивным творческим аккомпаниатором. И певцы, и оркестр были подчинены воле дирижера, который все усилия своей души и ума направлял на истовое служение музыке.

Четвертую симфонию Малера струнная группа оркестра MusicAeterna играла, по заведенной традиции, стоя. И вибрация действительно чувствовалась иная - более сочная, звенящая. Особенно проникновенно прозвучала медленная третья часть, в которой Теодор Курентзис акцентировал хоральные связи с Бахом, создававшим иллюзию умиротворенности. Тем разительнее были контрасты.

Финал симфонии с участием молодой афроамериканской сопрано Жанин де Бик, слегка напомнившей чувственностью и эротизмом тембра знаменитую Джесси Норман, был повторен как фактически первый бис. Курентзис заставил овации умолкнуть и заявил, что в исполнении Малера трудно добиваться совершенного звучания. Каждый из музыкантов и певица приняли это, конечно же, на свой счет и исполнили финал во второй раз намного более выразительно и трепетно, с истаивающими пианиссимо.

Заключительный же бис, объявленный маэстро невнятной скороговоркой, совершил совсем неожиданную метаморфозу. Буквально с первых же тактов почти никому не известной пьесы «Танцагрегат» Марко Никодиевича вспомнилось выступление венесуэльского молодежного оркестра под управлением Густаво Дудамеля: тот же бешеный адреналин, те же попсовые ритмы, тот же подростковый раж. Разница была лишь в том, что венесуэльцы забросали зал на память своими фирменными ветровками цвета венесуэльского флага. Оркестр же Курентзиса оставил публику со знаком вопроса: хотел ли этим финалом экстравагантный маэстро напрямую связать свой оркестр с названием пьесы или просто решил напоследок немного пошалить?

#музыка #концерт #оркестр MusicAeterna

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6337) от 06.12.2018 под заголовком «Симфагрегат Курентзиса».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?