«Симфагрегат» Теодора Курентзиса снова впечатляет

Теодор Курентзис со своим оркестром MusicAeterna и тремя зарубежными певцами исполнили в Концертном зале Четвертую симфонию и вокальный цикл «Волшебный рог мальчика» Малера.

«Симфагрегат» Теодора Курентзиса снова впечатляет  | ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС

Год за годом петербуржцы привыкали к экстравагантному имиджу и дирижерской манере маэстро Курентзиса. Он удивлял нас Рамо и Пёрселлом, Генделем и Моцартом - композиторами барокко и классицизма, где так сильна эстетика представления.

Как только дело дошло до «Ромео и Джульетты» Прокофьева и Седьмой симфонии Шостаковича, былые свежесть и острота восприятия стали отступать на задний план. В исполнении слышались и даже предугадывались вполне узнаваемые приемы темповых и динамических метаморфоз, любимые дирижером трюки с растяжением и сжатием музыкального времени. Все это не только уводило слушателей от хрестоматийных представлений о музыке, от ее «засаленных» интерпретаций, но отчасти стирало и ее элементарные смыслы, оставляя чистую механику.

Теперь, после Прокофьева и Шостаковича, настал черед освоения Малера - композитора, на первый взгляд кажущегося в чем-то духовно близким исканиям и притязаниям Курентзиса. Цикл песен «Волшебный рог мальчика» на стихи Арнима и Брентано исполняется в Петербурге, самом как будто малеровском городе России, до неприличия редко. А ведь песенное творчество Малера - ключ к его симфониям, которые, как и многие темы симфоний Шуберта, можно расшифровать, зная его вокальную музыку. И именно поэтому интуиция Курентзиса подсказала ему привезти сюда одну из самых мистических, загадочных и самую песенную симфонию Малера.

Песенный цикл был исполнен в первом отделении - так же как предшествовал он написанию Четвертой симфонии и в жизни композитора. Два солиста - австрийский баритон Флориан Бёш и ирландское меццо-сопрано Паула Муррихи - с первых же нот показали себя идеальными камерными певцами, в чьих интересах быть идеальным ретранслятором пропеваемого слова. Никакого тембрального оперного излишества, только «диетичные» тембры, владение богатой шкалой интонирования, предельная ясность артикуляции.

Сказать, что «оркестр шел за певцами», было нельзя - скорее, наоборот, певцам приходилось поспевать за оркестром, интенсивным творческим аккомпаниатором. И певцы, и оркестр были подчинены воле дирижера, который все усилия своей души и ума направлял на истовое служение музыке.

Четвертую симфонию Малера струнная группа оркестра MusicAeterna играла, по заведенной традиции, стоя. И вибрация действительно чувствовалась иная - более сочная, звенящая. Особенно проникновенно прозвучала медленная третья часть, в которой Теодор Курентзис акцентировал хоральные связи с Бахом, создававшим иллюзию умиротворенности. Тем разительнее были контрасты.

Финал симфонии с участием молодой афроамериканской сопрано Жанин де Бик, слегка напомнившей чувственностью и эротизмом тембра знаменитую Джесси Норман, был повторен как фактически первый бис. Курентзис заставил овации умолкнуть и заявил, что в исполнении Малера трудно добиваться совершенного звучания. Каждый из музыкантов и певица приняли это, конечно же, на свой счет и исполнили финал во второй раз намного более выразительно и трепетно, с истаивающими пианиссимо.

Заключительный же бис, объявленный маэстро невнятной скороговоркой, совершил совсем неожиданную метаморфозу. Буквально с первых же тактов почти никому не известной пьесы «Танцагрегат» Марко Никодиевича вспомнилось выступление венесуэльского молодежного оркестра под управлением Густаво Дудамеля: тот же бешеный адреналин, те же попсовые ритмы, тот же подростковый раж. Разница была лишь в том, что венесуэльцы забросали зал на память своими фирменными ветровками цвета венесуэльского флага. Оркестр же Курентзиса оставил публику со знаком вопроса: хотел ли этим финалом экстравагантный маэстро напрямую связать свой оркестр с названием пьесы или просто решил напоследок немного пошалить?

#музыка #концерт #оркестр MusicAeterna

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6337) от 06.12.2018 под заголовком «Симфагрегат Курентзиса».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.