Советские и постсоветские анекдоты стали главными экспонатами выставки

«Идет Штирлиц по коридору имперской службы безопасности. Останавливается перед дверью своего кабинета. Видит табличку: «Русский резидент М. М. Исаев». «Надо же - и здесь победила гласность!» - порадовался Штирлиц».

Советские и постсоветские анекдоты стали главными экспонатами выставки | Фото: pexels

Фото: pexels

Это один из полутора сотен анекдотов советского и постсоветского времени - именно им посвящена эта выставка в Музее политической истории России.

- В анекдотах какой еще страны есть такая жесткость, беспощадность, даже самобичевание? Да только нашей. Иногда говорят: их выдумали враги за рубежом. Ничего подобного! Это собственное домашнее творчество. Причем началось оно практически сразу после Октябрьской революции 1917 года. Это была не только возможность посмеяться над действительностью, но еще порой и единственный способ «внутренней эмиграции», - говорит руководитель авторской группы старший научный сотрудник музея Александр Смирнов.

«Участниками» выставки являются и музейные предметы: многие из них напрямую связаны с персонажами. К примеру, курительная трубка деятеля Коминтерна Карла Радека. Вспоминается анекдот: «В сталинской тюрьме в 1937 году Радеку пришлось заполнять анкету. Очередь дошла до графы «Чем вы занимались до революции?». Он вписал: «Сидел и ждал». Следующий вопрос: «Чем занимались после революции?» - «Дождался и сел».

А иные экспонаты выступают своеобразным маркером времени и явлений. Например, гильза от снаряда 6-дюймового орудия с крейсера «Аврора» сопровождает такой анекдот: «Что страшнее атомной бомбы?» - «Залп «Авроры»: один выстрел, а разрушений на семьдесят лет». Или спичечница в форме руки, показывающей фигу, - таков был подарок от заключенных вольнонаемному инженеру, работавшему на сооружении Беломорско-Балтийского канала.

На этой стройке, кстати, вполне можно было оказаться за анекдот - подобное считалось контрреволюционной агитацией. Даже во время хрущевской оттепели за смех над властью можно было схлопотать весьма серьезные неприятности. А вот в застойные времена власть относилась к этому явлению достаточно снисходительно. Говорят, Брежнев даже любил послушать анекдоты о себе.

Кстати, именно тогда особенное распространение получили байки о Чапаеве, ставшие пародией на созданный в кино еще до войны образ героя Гражданской войны. Советскую интеллигенцию - а именно в той среде ходили подобные анекдоты - особенно раздражали его наивность, самонадеянность и бравада. И уж, конечно, крайне раздражал эпизод из фильма: «Красиво идут. Интеллигенция!», после чего свое слово брал пулемет «Максим».

Точно так же и анекдоты про Ленина высмеивали прежде всего не его самого, а сусальный образ, воплощенный в кинолентах, и слащавые рассказы для детей про «доброго дедушку». В фокус анекдотов попадали нарочитый пафос и лицемерие брежневского времени, комичный культ генерального секретаря, удостоенного пяти золотых звезд Героя. «Получив хвалебные отзывы на «Малую землю», Леонид Ильич задумался: «Надо же, всем нравится. Может, и мне прочитать?».

Времена меняются, и порой настолько, что смысл некоторых анекдотов следующим поколениям оказывается совершенно не понятным. К примеру, такой: «Леспромхоз. Митинг солидарности с народом Чили. Выступает мужик: «Я не знаю, кто такая Чили и какого хунта ей надо, но если Луиса не вытащат из котлована, мы работать не будем!».

- Мои молодые коллеги удивляются: неужели анекдоты действительно играли такую большую роль в нашей жизни? И как это мы умудрялись помнить десятки анекдотов, которые рассказывали друг другу в пионерском лагере ночь напролет? - говорит Смирнов. - Кстати, до сих пор ни один из авторов советских анекдотов не известен. Говорят, будто бы в брежневское время анекдоты придумывали в недрах КГБ, чтобы народ мог «выпустить пар». Во время холодной войны зарубежные советологи собирали и анализировали эти байки, чтобы понять слабые места советской системы. Первый сборник советских анекдотов вышел в Мюнхене в 1951 году.

После крушения коммунизма анекдот не умер. Он нашел себе новых героев - «новых русских» и политических деятелей переходной эпохи. Ушедшим в историю 1990-м годам соответствуют и музейные предметы - кепка Владимира Жириновского, ракетка Геннадия Бурбулиса, которой он играл с первым президентом России, персонажи Ельцина и Зюганова из передачи «Куклы» на телеканале «НТВ»...

Чем больше современная риторика становится похожей на ту, что была в «благословенные» застойные времена, тем больше поводов для анекдотов появляется. Просто сегодня они распространяются иначе: не только из уст в уста, а главным образом в социальных сетях в Интернете. Кстати, анекдоты советского типа продолжают жить на всем постсоветском пространстве. Вот, к примеру, грузинский: «Приходит Саакашвили в магазин. «Дайте мне десяток галстуков». - «Вам завернуть или прямо тут начнете?».

#Анекдоты #выставка #музей политической истории

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (6337) от 06.12.2018 под заголовком «Сидел и ждал. Дождался и сел».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?