Швейцарский фотограф подарил петербургскому музею серию снимков СССР 1970-х
Красивый подарок к своему 100-летию получил Музей политической истории России. 44 фотографии из серии «СССР 1970» преподнес ему швейцарский фотограф Даниэль Жандр. В 2008-м серия показывалась в Петербурге, теперь останется навсегда.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Биография Жандра при всей своей внешней экзотичности характерна для западных фотографов. В 18 лет, получив скромную профессию чертежника, Даниэль вместе с женой Сюзанной (с тех пор они вместе) решил совершить большое путешествие по миру. Чтобы изучить людей, фотографируя «неповторимую повседневность». Забегая вперед, заметим: после завершения путешествия, занявшего в общей сложности около пяти лет, Жандр обрел навыки профессионала, стал фоторепортером, работал на разные издания и агентства, занимался коммерческими съемками.
Советский Союз был финальной точкой путешествия. Весной 1970 года Даниэль и Сюзанна прибыли на теплоходе из Японии в Находку и оттуда с остановками в крупных и небольших городах проехали по Транссибу до Москвы. Затем сделали крюк в Ульяновск - страна отмечала 100-летие со дня рождения Ленина. Кстати, там Жандр ограничился снимками деревянного дома, оставшегося от Симбирска, и портретом маленькой девочки, глядящей из окна этого дома. Даниэль и Сюзанна завершили свой тур по Стране Советов через четыре месяца в Ленинграде.
На естественный вопрос, как им, молодым швейцарцам, удалось получить право на столь длительный вояж в качестве туристов по закрытой для иностранцев стране, Жандр пояснил, что тут вмешалась удача. До поездки в СССР они долго жили в Австралии. Там Даниэль познакомился с представителями одной фирмы, которая имела деловые отношения с СССР. Через эту компанию и были получены необходимые разрешения, включая проезд в дешевых плацкартных вагонах. Со строго обозначенным маршрутом, переводчиками и сопровождающими. Впрочем, Даниэль добавляет, что некоторые двери открывала его доброжелательная улыбка.
Говоря о самых сильных впечатлениях, Жандр вспоминает, что даже больше, чем огромные размеры страны, его поразил контраст между полным контролем, строгой регламентацией всего и вся и открытостью, теплотой простых людей, с которыми пришлось общаться во время путешествия.
Именно эти люди больше всего интересовали Жандра, будь то бравый сержант, его попутчик, ехавший в отпуск, или усталые женщины из глубинки у прилавков столичного ГУМа с товарами по нынешним временам более чем скромными. Любимое фото автора - «Отец с сыном. Воскресенье в Москве».
Несколько примет времени на фотографиях Жандра будут важны для исторического музея. Это «кумачовое» праздничное оформление советских городов - пафосное с портретом Ленина ростом выше здания Штаба гвардии на Дворцовой площади. Или совсем скромное, в две полоски ткани, обернутой вокруг фонарного столба, как в провинции. Ограждение одного из московских мостов «укрыто» рекламой фильма «Освобождение» - страна праздновала 25-летие Победы выходом первых серий киноэпопеи Юрия Озерова.
Фото «Мороженщик» сделано в нашем городе, ленинградцы помнят тележки, похожие на танки, с массивными железными грохочущими крышками. Зато мороженое в них оставалось твердым при любой жаре. В Свердловске был сделан снимок паровоза. На его тендере красуется набитая по трафарету надпись: «Остерегайся контактного провода». В 1970 году паровозы и электрички работали рядом. Поэтому залезать на тендер надо было осторожно.
Принимая дар, Евгений Артемов, генеральный директор Музея политической истории России, заметил, что фотографии Жандра отвечают принципам работы музея - показывать жизнь обычного человека как важную часть рассказа о большой истории.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (6558) от 31.10.2019 под заголовком «Мороженщик из 1970-го».
Комментарии