Швейка жалко

В Александринском театре состоялась премьера спектакля Валерия Фокина «Швейк. Возвращение».

Швейка жалко | Швейк - Степан Балакшин и Лукаш - Андрей Матюков. ФОТО Владимира Постнова

Швейк - Степан Балакшин и Лукаш - Андрей Матюков. ФОТО Владимира Постнова

На сей раз соавтором художественного руководителя театра стала драматург Татьяна Рахманова. Имя же праотца великого героя чешской литературы скромно значится под строкой, где указано: по мотивам романа Ярослава Гашека...

В конце спектакля поручик Лукаш (Андрей Матюков) обращается к зрителю, наугад выбранному в полутьме зала и назначенному вместо Швейка летописцем событий, современниками которых мы являемся: «Напишите правду!». Несмотря на всю серьезность финала, пафоса в этом призыве, пожалуй, столько же, сколько иронии. Правды мы не ждали даже от Швейка, вооруженного справкой из сумасшедшего дома. Летопись его менее всего тяготела к истине, более - к басням. Красноречие знаменитого торговца собаками и завсегдатая трактира «У чаши» было легендарным, но правду он умело маскировал параболами и гиперболами.

Спектакль Валерия Фокина мне показался настроенным на другую волну: он действительно режет правду-матку. Иной раз даже слишком прямо и откровенно, срывая все покровы, включая последние штаны. И если иные более робкие режиссеры выдвигают на авансцену одного раздетого догола персонажа (см. «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова), то в «Швейке» под изумленные охи дам трусы спадают с пятнадцати молодцев, призываемых в австро-венгерскую армию. Что ж, академический театр берет и числом, и умением. Чуть позже солдаты, уже натренировавшись, проворно оголяют зад, седлая бруствер с целью оправиться. Правда режется и с использованием ненормативной лексики. Особенно лихо это получается у Янины Лакобы (ее персонаж Мама-граната - актуальная вариация на темы мамаши Кураж).

Вроде бы ничего нового и неожиданного. Современный постдраматический театр уже по уши окунул нас в эти, как выражается заокеанский политик, «вонючие дыры». В Александринке мы еще не то видели и не то слышали. Привыкли, смирились, терпеливо закрываем глаза и уши на малоэстетичные вещи. Что «царапает» в данном контексте?.. То, что мухи отдельно, а котлеты (то есть шпикачки и шкварки) - отдельно. Мухи как раз по делу. Семен Пастух создал весьма выразительную сценографию с обобщенными портретами императора и героев. Совсем непохожего на себя Франца-Иосифа очень живописно обсиживают мухи (как это и сказано у Гашека). Франца-Иосифа не жалко. Кто сто лет спустя помнит его в лицо (да и по имени)?! Но образ создан. И понятно, что этим мухам еще будет чем поживиться на полях сражений XX и XXI веков. А на мужественных, словно из камня высеченных, профилях героев, обрамляющих, как знамена на параде или на кладбище, планшет сцены, возникнут проекции сцен героизма и терроризма, знакомые по телевизионному жанру «смерть в прямом эфире». И гроб, который одновременно и кормушка для солдат, тоже убедительная и яркая метафора...

Антивоенный пафос спектакля очевиден. Зрители его всецело разделяют. И понимают режиссерские обобщения, когда песня о Щорсе вдруг наполняется ритмами гопака, а гимн Гайдна перекликается с тирольскими мотивами и баюкающими нотами песен Соловьева-Седого и Блантера.

В стороне остается разве что Швейк.

Как-то он не монтируется с мрачным пацифизмом постановки. Сюда бы лучше вписался Войцек Георга Бюхнера. А Швейк на то и народный герой, чтобы не быть прямолинейным и однозначным, ибо вобрал в себя мудрость, хитрость, придурковатость, юмор и бессмертие. Достаточно лишить его хоть одной из присущих ему черт, как он перестает быть Швейком. И все его уникальные свойства вместе с неповторимым пражским колоритом летят в тартарары. Персонаж же превращается в сувенирную фигурку, имеющую некоторое сходство со Швейком, нарисованным Йозефом Ладой. Обаяния артиста Степана Балакшина хватает на несколько первых сцен (так же, как и комического дара Петра Семака, изображающего Генерала), а потом векторы действия и героя расходятся в разных направлениях (как в песне поется: «Дан приказ ему на Запад, ей в другую сторону...»). Наверное, поэтому авторам спектакля пришлось избавиться от Швейка, оборвав его жизненный путь вовсе не вражьей пулей.

#Александринский театр #Валерий Фокин #«Швейк. Возвращение»

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?