На «Аллее российской славы» показали «штампованный» патриотизм

В Петропавловской крепости на территории Иоанновского равелина демонстрируется передвижная выставка всероссийского проекта «Аллея российской славы». Организаторы подчеркивают, что их задача — рассказать о героях Отечества как можно большему числу жителей России. А поскольку служение Родине многогранно, то и герои — не только те, кто отличился ратным подвигом, но и государственные деятели, представители науки, искусства и культуры.

На «Аллее российской славы» показали «штампованный» патриотизм | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В перечне имен, увековеченных в бронзе, более ста персонажей: от Александра Невского до Михаила Лермонтова, Георгия Жукова и Рихарда Зорге. По словам председателя попечительского фонда проекта актера Василия Ланового, все эти люди — нравственный ориентир для будущих поколений.

Со словами великого артиста нельзя не согласиться. Сама идея увековечить героев Отечества — безусловно, правильная. Однако то, как она исполнена, вызывает некоторое недоумение и множество вопросов.

По словам организаторов, за десять лет скульптурная мастерская Михаила Сердюкова, действующая в городе Кропоткине Краснодарского края, за свой счет изготовила и подарила школам, кадетским корпусам и воинским частям более тысячи памятников-бюстов. Десятки установлены за рубежом — в Белоруссии, на Украине, в Казахстане. Даже в США уже стоит 28 бюстов из «линейки» героев Отечества.

Не будем углубляться в вопрос, сколько это стоит и кто оплачивает подобные подарки. Поговорим о другом — о творчестве, поставленном на поток. Увы, в таком случае уровень исполнения неизбежно падает. Памятники — все-таки дело серьезное, не терпящее спешки и «кавалерийского наскока». Скульпторы работают над ними годами, выверяя каждый штрих...

Возможно, для маленьких населенных пунктов появление таких бюстов — благо. Но когда речь идет о Петербурге, Москве, других крупных городах со своими историческими градостроительными, архитектурными и скульптурными традициями, а также высокими требованиями к памятникам, в них появление таких монументов выглядит даже несколько... неловко.

Как, например, случилось с памятником академику Сергею Королеву. В апреле прошлого года инициаторы «Аллеи российской славы» установили его в нашем городе на проспекте Королева в Приморском районе. Спустя месяц точно такой же бюст появился в городе Тольятти...

Не хотелось бы проводить параллели, но возникает впечатление, что организаторы «Аллеи российской славы» забыли печальные уроки недавнего советского прошлого, когда в центре практически всех городов и весей стояли штампованные бюсты Ленина и Маркса. И что, это вызывало какие-то высокие чувства? Отнюдь. Люди просто переставали их замечать, воспринимали как часть пейзажа. У тех, кто был настроен более критично, подобная монументальная пропаганда вызывала подспудное желание поиздеваться. Как бы и здесь не получилось подобного...

Позволю себе пример из несколько иной эпохи: незадолго до революции, когда в Российской империи отмечалось 50-летие освобождения крестьян от крепостного права, по всей стране были установлены сотни бюстов и бюстиков Александра II. Памятники были типовые: их заказывали по каталогам, а потому они были похожи друг на друга как близнецы-братья. Стоит ли удивляться, что после падения царизма эти скульптуры как ветром сдуло?

Да, большевики не очень любили Александра II, но у творческой интеллигенции, к которой новые власти все-таки прислушивались, не нашлось аргументов в пользу сохранения этих памятников. И обратите внимание: монументы «царским сатрапам» — Петру I, Екатерине II, Николаю I — в нашем городе не тронули, даже Александр III простоял аж до 1937 года. А все потому, что это были высокохудожественные скульптуры в отличие от типовых бюстов «царя-освободителя»...

Что же касается передвижной выставки в Петропавловской крепости, то специально для нее было изготовлено двадцать скульптур в «облегченном формате», из композита. Правда, подбор персонажей достаточно странный. К примеру, присутствие полководца Александра Суворова вполне понятно, но вот при чем тут сын Николая II цесаревич Алексей?

Да, без сомнения, его мученическая кончина была ужасна, но достаточно ли этого, чтобы причислять его к героям Отечества? Каким действительно был летчик Роман Филипов, погибший в феврале нынешнего года в Сирии при выполнении боевого задания. Он тоже один из персонажей экспозиции, однако, мне думается, что заслуживает гораздо большего, чем типовой бюст...

Вообще памятникам, как и стихам, должно сопутствовать творческое дерзание. Как это, собственно говоря, и происходит, когда появляются такие сильные монументы, как, например, памятник жителям блокадного Ленинграда, установленный в начале этого года на площади Мужества, — замечательная работа Евгения Ротанова.

А какую оригинальную скульптурную композицию предложил коллектив авторов во главе с Вячеславом Бухаевым! Этот памятник, посвященный учителям блокадного Ленинграда, должен появиться на территории Российского государственного педагогического университета имени Герцена. Словно бы парящий в воздухе символический школьный класс со скульптурой несломленного учителя и девятью черными партами...

Во всем должно быть чувство меры и вкуса. Даже в проявлении тех же самых патриотических чувств.

#выставка #патриотизм #портрет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6266) от 11.09.2018 под заголовком ««Штампованный» патриотизм».


Комментарии