Штабные маневры

Давно было обещано, что полноценная музейная жизнь в Главном штабе начнется, когда Эрмитаж отметит 250-летие. Введение его в эксплуатацию проходило быстро, поэтапно, можно сказать, на глазах у публики.

Штабные маневры | ФОТО Александра ДРОЗДОВА<br>Современная архитектура деликатно вписалась в историческое пространство.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Современная архитектура деликатно вписалась в историческое пространство.

Все началось в 1988 году, когда половина здания, возведенного Росси на Дворцовой площади, была передана Эрмитажу. Вскоре там открылись первые выставки. Самая известная — «Под знаком Орла. Искусство ампира» — размещалась в бывшей квартире канцлера и министра иностранных дел Российской империи. В дальнейшем предстояла трудная задача — превратить плохо сохранившийся памятник в современный музей мирового уровня, при этом не нарушив историческую архитектуру.

Финансирование, а это 13 с половиной миллиардов рублей, удалось привлечь из средств федерального бюджета и займа Международного банка реконструкции и развития. Архитектурный конкурс выиграл проект мастерской «Студия-44» под условным названием «Новая большая анфилада». Воплотить его в жизнь выпало группе компаний «Интарсия».

Карл Росси проектировал, как сказали бы теперь, офисное здание, пусть и для высших государственных учреждений Российской империи. До революции в нем размещались министерства финансов, иностранных дел, а потом еще долго уживались разные советские учреждения и организации. Обследование показало — откладывать реставрацию нельзя. Здание за свою историю меняло предназначение, перестраивалось, не раз горело. Кровля протекала, стены намокали, фундамент разрушал плывун, дворы были завалены мусором. Росси забил много свай в основание сооружения, чем обеспечил запас прочности, позволивший Главному штабу дождаться реставрации. Строителям пришлось укреплять стены и своды, менять перекрытия, кровлю, стропила...

Перемещаясь по этажам едва ли не по кирпичикам перебранного строителями Восточного крыла, убеждаешься, насколько гениальное здание построил Росси. В нем нет одинаковых лестниц, много помещений неожиданной формы и интересных инженерных находок. Проектировщики и строители выполнили почти ювелирную ручную работу, принимая индивидуальное решение по каждому помещению.

Самым трудным было в старое тело здания-памятника вписать современную архитектуру. Идеологической основой проекта «Студии-44» стала модель исторического Эрмитажа. Постоянная экспозиция Главного штаба размещается в анфиладах, опоясывающих здание по периметру. Новая анфилада представляет собой залы, встроенные в поперечные корпуса архитектурного комплекса, и перекинутые между ними стеклянные мостики. Она предназначена для масштабных временных выставок. Разные варианты открытия и закрытия дверей и стен позволяют гибко менять экспозицию, изолировать каждый из залов-модулей и вновь объединять их в анфиладу. Сильное впечатление производит уходящая вдаль перспектива, когда все двери распахнуты.

Новая анфилада не прямая, а сужающаяся, что заложено в планировке здания, клином сходящегося к Дворцовой площади. С нее и начинается посещение музея, куда попасть можно по парадным лестницам-амфитеатрам из двух вестибюлей, расположенных в бывшем первом и пятом дворах Главного штаба.

Самая поражающая воображение часть комплекса — бывший пятый двор, он успел стать местом проведения не только музейных мероприятий. Атриум превращается в грандиозный зал, способный вместить много людей. На юридическом форуме там находились четыреста участников. Пространство атриума годится и для театральных постановок. Здесь показывали «Победу над солнцем» Крученых.

В атриуме видна система стеклянных крыш, которыми накрыты дворы, и стены внутренних дворов. Они сложной формы и светло-серого цвета. Это исторический цвет Главного штаба, хотя все привыкли к желтому, который появился в конце ХIХ века.

Реставрация исторических интерьеров Главного штаба — отдельная тема. Монументальную живопись выполняли замечательные мастера — Скотти, Виги, Торичелли, братья Додоновы. Она частично сохранилась на потолках, стенах, печах, но была в плохом состоянии. Реставраторы вернули или воссоздали в залах историческую отделку и цветовую гамму.

Главный штаб стал музейным комплексом Эрмитажа, предназначенным для произведений искусства ХIХ — ХХI веков. Он блестяще справился с таким грандиозным проектом, как «Манифеста 10».

Создана новая музейная система. Здания вдоль Невы — старая пинакотека, там размещается искусство старых мастеров. В Главном штабе — ХIХ — ХХI век и достаточно площадей для временных выставок.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5350) от 28.11.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.