Штабные маневры

Давно было обещано, что полноценная музейная жизнь в Главном штабе начнется, когда Эрмитаж отметит 250-летие. Введение его в эксплуатацию проходило быстро, поэтапно, можно сказать, на глазах у публики.

Штабные маневры | ФОТО Александра ДРОЗДОВА<br>Современная архитектура деликатно вписалась в историческое пространство.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Современная архитектура деликатно вписалась в историческое пространство.

Все началось в 1988 году, когда половина здания, возведенного Росси на Дворцовой площади, была передана Эрмитажу. Вскоре там открылись первые выставки. Самая известная — «Под знаком Орла. Искусство ампира» — размещалась в бывшей квартире канцлера и министра иностранных дел Российской империи. В дальнейшем предстояла трудная задача — превратить плохо сохранившийся памятник в современный музей мирового уровня, при этом не нарушив историческую архитектуру.

Финансирование, а это 13 с половиной миллиардов рублей, удалось привлечь из средств федерального бюджета и займа Международного банка реконструкции и развития. Архитектурный конкурс выиграл проект мастерской «Студия-44» под условным названием «Новая большая анфилада». Воплотить его в жизнь выпало группе компаний «Интарсия».

Карл Росси проектировал, как сказали бы теперь, офисное здание, пусть и для высших государственных учреждений Российской империи. До революции в нем размещались министерства финансов, иностранных дел, а потом еще долго уживались разные советские учреждения и организации. Обследование показало — откладывать реставрацию нельзя. Здание за свою историю меняло предназначение, перестраивалось, не раз горело. Кровля протекала, стены намокали, фундамент разрушал плывун, дворы были завалены мусором. Росси забил много свай в основание сооружения, чем обеспечил запас прочности, позволивший Главному штабу дождаться реставрации. Строителям пришлось укреплять стены и своды, менять перекрытия, кровлю, стропила...

Перемещаясь по этажам едва ли не по кирпичикам перебранного строителями Восточного крыла, убеждаешься, насколько гениальное здание построил Росси. В нем нет одинаковых лестниц, много помещений неожиданной формы и интересных инженерных находок. Проектировщики и строители выполнили почти ювелирную ручную работу, принимая индивидуальное решение по каждому помещению.

Самым трудным было в старое тело здания-памятника вписать современную архитектуру. Идеологической основой проекта «Студии-44» стала модель исторического Эрмитажа. Постоянная экспозиция Главного штаба размещается в анфиладах, опоясывающих здание по периметру. Новая анфилада представляет собой залы, встроенные в поперечные корпуса архитектурного комплекса, и перекинутые между ними стеклянные мостики. Она предназначена для масштабных временных выставок. Разные варианты открытия и закрытия дверей и стен позволяют гибко менять экспозицию, изолировать каждый из залов-модулей и вновь объединять их в анфиладу. Сильное впечатление производит уходящая вдаль перспектива, когда все двери распахнуты.

Новая анфилада не прямая, а сужающаяся, что заложено в планировке здания, клином сходящегося к Дворцовой площади. С нее и начинается посещение музея, куда попасть можно по парадным лестницам-амфитеатрам из двух вестибюлей, расположенных в бывшем первом и пятом дворах Главного штаба.

Самая поражающая воображение часть комплекса — бывший пятый двор, он успел стать местом проведения не только музейных мероприятий. Атриум превращается в грандиозный зал, способный вместить много людей. На юридическом форуме там находились четыреста участников. Пространство атриума годится и для театральных постановок. Здесь показывали «Победу над солнцем» Крученых.

В атриуме видна система стеклянных крыш, которыми накрыты дворы, и стены внутренних дворов. Они сложной формы и светло-серого цвета. Это исторический цвет Главного штаба, хотя все привыкли к желтому, который появился в конце ХIХ века.

Реставрация исторических интерьеров Главного штаба — отдельная тема. Монументальную живопись выполняли замечательные мастера — Скотти, Виги, Торичелли, братья Додоновы. Она частично сохранилась на потолках, стенах, печах, но была в плохом состоянии. Реставраторы вернули или воссоздали в залах историческую отделку и цветовую гамму.

Главный штаб стал музейным комплексом Эрмитажа, предназначенным для произведений искусства ХIХ — ХХI веков. Он блестяще справился с таким грандиозным проектом, как «Манифеста 10».

Создана новая музейная система. Здания вдоль Невы — старая пинакотека, там размещается искусство старых мастеров. В Главном штабе — ХIХ — ХХI век и достаточно площадей для временных выставок.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5350) от 28.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...