Шпион, который меня уморил

На экраны вышел шпионский триллер Владимира Бортко «Душа шпиона», сценарий которого был написан режиссером совместно с бывшим советским разведчиком Михаилом Любимовым, автором романа «И ад следовал за ним».

Шпион, который меня уморил |

«Ад» следовал за героями Михаила Любимова в середине 1980-х. Действие фильма перенесено в наши дни, и доблестные разведчики в порыве откровенности не прочь порассуждать о том, на какую именно «родину» они работают – ту, которая «начинается с картинки в твоем букваре», или ту, которая сквозь пальцы смотрит на тотальную коррупцию, а то и вовсе на ту, которая «защищает Абрамовича с Чубайсом» (на этом последнем пункте «душа шпиона» и вовсе готова разорваться в клочья).

Но «приметы времени» сами по себе, а цели и задачи разведки – сами по себе. Глубоко законспирированный российский разведчик, скрывающийся в Лондоне под маской австралийского бизнесмена Алекса Уилки (цветочками торгует, дескать), получает задание из Центра (понимающие люди, оказывается, называют его «Монастырем»): он должен во что бы то ни стало вычислить «крота», коварно окопавшегося среди «хороших» шпионов. Намечается интеллектуальный поединок, готовый отправить Джона Ле Карре нервно курить в коридоре.

Предательство до поры неизвестного товарища настигает героя (равно как и зрителей) совершенно внезапно – первые двадцать минут фильма мы вместе с цветоводом-нелегалом честно пытаемся понять, зачем в очередной раз соврал персонаж Малькольма Макдауэлла (член парламента и по совместительству – советский агент еще с кембриджских, надо полагать, времен). Он сочиняет и подробно рассказывает какую-то нелепую сказку о своих отношениях с героиней Сандрин Боннэр (она тоже советский агент, но глубоко «спящий»), размахивает распиской, данной француженкой советским органам, и рассуждает о смерти капитализма на фоне лондонских пабов.

Все это страшно интересно, но к сюжету никакого отношения не имеет, и Сандрин Боннэр бросает Макдауэллу прямо в лицо слова страстной ненависти просто так, для красоты, перед тем как исчезнуть навсегда. В это время еще не окончательно уснувший зритель «начинает что-то подозревать», а именно – тот трудно скрываемый факт, что сценарий безобразно плох.

О том, что в «Монастыре» завелся «крот», Алексу (его играет Андрей Чернышов) сообщает его друг и начальник – Федор Бондарчук, авторитетный и импозантный, делится секретной информацией впроброс, между делом упоминая, что многочисленные провалы наших операций за рубежом – дело рук предателя («...и вот гибель Сережи Сидорова, помнишь, да? Вооот!» – веско тянет Бондарчук, ничуть не заботясь о том, что публика никакого «Сережу» не помнит вовсе и содрогнуться в этот момент решительно не способна). После этих душераздирающих вестей Алекс звонит резиденту ЦРУ в Лондоне (Лиам Каннингэм), говорит, что он – русский шпион, хочет сдаться и попросить политического убежища. В качестве «вступительного взноса» он немедленно сдает Макдауэлла (потому что тот, бедняга, совсем никому не нужен).

В откровенном идиотизме этого «подвига разведчика» и впрямь есть нечто неотразимое. В самом деле, почему ЦРУ, почему в Лондоне, почему надо сдаваться и что это даст?! (Кроме того, что напомнит зрелой части аудитории трогательную историю про «майора Вихря».) Каннингэм на радостях должен тут же раскрыть имя агента в Москве? Откуда он его знает? То есть, может быть, и знает, но чисто случайно (если такие случайности в ЦРУ в принципе возможны). Когда в финале фильма выяснится, что «крот» сливал информацию вовсе не ЦРУ, а англичанам, то перед погибшим неизвестным Сережей станет совсем неловко.

Как бы то ни было, Алекс начинает проходить процедуру проверки, попутно вспоминая все тяготы своей шпионской жизни: красивая жена его не любила, говорила, что если бы ее муж был женщиной, то «всю жизнь ходил бы беременной» (это, видимо, значит что-то обидное), вешала плакаты старых рок-групп на стены и читала Хемингуэя (все вместе – это пытка). Алекс успел поработать «медовой ловушкой» (как сказали бы джентльмены из МИ-6), занимаясь в разведывательных целях сексом с неким объектом женского пола, – но в разгар этого его подвига зазвонил телефон, и «товарищ майор», натурально, велел отодвинуть стул, закрывающий от скрытой камеры место действия.

Да и вообще как-то не задалась жизнь. Душа – нараспашку, а шпионаж – ни к черту не годится. Привыкший следить за другими, герой Андрея Чернышова совершенно не видит со стороны себя самого – иначе он наверняка бы уже понял, что ни Штирлица, ни Джорджа Смайли из него никогда не выйдет. Кажется, создателям Джеймса Бонда стоило один раз крупно проколоться, назначив на роль мужиковатого и не блещущего интеллектом Дэниела Крейга, чтобы у остальных дуболомов в ролях тайных агентов появился шанс.

Но Алекс еще не самый тупой и пропащий из наших шпионов (хотя, когда он эффектно курит на фоне картонного Шерлока Холмса с трубкой, кажется – совсем беда в «Монастыре»). Есть еще истерический герой Даниила Спиваковского – у того несколько паспортов, он умеет заметать следы, но на самом деле страшно тяготится унижениями «двойной жизни», не хочет врать и жаждет заняться политикой, чтобы разоблачать коварное «монастырское» начальство. В роковой для фильма миг в высоком кабинете появится Михаил Ефремов, стукнет по столу и заорет о том, что его «шофер Петя» лучше справится с разведработой, чем все эти доморощенные шпионы, выставленные на холод. Ни про живого Петю, ни про покойного Сережу мы так ничего и не узнаем, но ясно одно – Ефремов зря не скажет.

Весь этот парад нелепостей мог бы закончиться и раньше, а именно – тогда, когда все уже поняли, кто предатель. Примерно на середине картины. Но Алекс, увлеченный разнообразной суетой (в том числе предсвадебной, совсем уж невероятной), просто не успевал сложить два и два. «Крот» (предавший родину из чисто финансовых соображений) мог уже идти по коридору, на ходу пряча анекдотический парашют, – на него попросту не обращали внимания, торжественно ковыряясь в «душе шпиона», примитивной до слез.

А пока два «монастырских» супергероя, тупица и хапуга, гонялись по миру друг за дружкой (то и дело отмечаясь в дорогих отелях, отчего бюджет фильма составил 10 миллионов долларов), на телеэкраны мира вышел пятый сезон сериала «Родина» – не лунгинского фейка, а настоящего. Новый сюжет начался с того, что в Сирии идет война, в лагерях беженцев страшные проблемы, ИГИЛ (запрещено в РФ) просачивается в Европу – и со всем этим нелегким делом герои «Родины» начнут разбираться прямо сейчас. Если случайно по своим шпионским каналам они наткнутся на очередных тупиц и хапуг, выясняющих, кто из них предатель и у кого из них душа душевнее, пусть передают привет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (5569) от 20.10.2015.


Комментарии