Шпион, который меня уморил

На экраны вышел шпионский триллер Владимира Бортко «Душа шпиона», сценарий которого был написан режиссером совместно с бывшим советским разведчиком Михаилом Любимовым, автором романа «И ад следовал за ним».

Шпион, который меня уморил |

«Ад» следовал за героями Михаила Любимова в середине 1980-х. Действие фильма перенесено в наши дни, и доблестные разведчики в порыве откровенности не прочь порассуждать о том, на какую именно «родину» они работают – ту, которая «начинается с картинки в твоем букваре», или ту, которая сквозь пальцы смотрит на тотальную коррупцию, а то и вовсе на ту, которая «защищает Абрамовича с Чубайсом» (на этом последнем пункте «душа шпиона» и вовсе готова разорваться в клочья).

Но «приметы времени» сами по себе, а цели и задачи разведки – сами по себе. Глубоко законспирированный российский разведчик, скрывающийся в Лондоне под маской австралийского бизнесмена Алекса Уилки (цветочками торгует, дескать), получает задание из Центра (понимающие люди, оказывается, называют его «Монастырем»): он должен во что бы то ни стало вычислить «крота», коварно окопавшегося среди «хороших» шпионов. Намечается интеллектуальный поединок, готовый отправить Джона Ле Карре нервно курить в коридоре.

Предательство до поры неизвестного товарища настигает героя (равно как и зрителей) совершенно внезапно – первые двадцать минут фильма мы вместе с цветоводом-нелегалом честно пытаемся понять, зачем в очередной раз соврал персонаж Малькольма Макдауэлла (член парламента и по совместительству – советский агент еще с кембриджских, надо полагать, времен). Он сочиняет и подробно рассказывает какую-то нелепую сказку о своих отношениях с героиней Сандрин Боннэр (она тоже советский агент, но глубоко «спящий»), размахивает распиской, данной француженкой советским органам, и рассуждает о смерти капитализма на фоне лондонских пабов.

Все это страшно интересно, но к сюжету никакого отношения не имеет, и Сандрин Боннэр бросает Макдауэллу прямо в лицо слова страстной ненависти просто так, для красоты, перед тем как исчезнуть навсегда. В это время еще не окончательно уснувший зритель «начинает что-то подозревать», а именно – тот трудно скрываемый факт, что сценарий безобразно плох.

О том, что в «Монастыре» завелся «крот», Алексу (его играет Андрей Чернышов) сообщает его друг и начальник – Федор Бондарчук, авторитетный и импозантный, делится секретной информацией впроброс, между делом упоминая, что многочисленные провалы наших операций за рубежом – дело рук предателя («...и вот гибель Сережи Сидорова, помнишь, да? Вооот!» – веско тянет Бондарчук, ничуть не заботясь о том, что публика никакого «Сережу» не помнит вовсе и содрогнуться в этот момент решительно не способна). После этих душераздирающих вестей Алекс звонит резиденту ЦРУ в Лондоне (Лиам Каннингэм), говорит, что он – русский шпион, хочет сдаться и попросить политического убежища. В качестве «вступительного взноса» он немедленно сдает Макдауэлла (потому что тот, бедняга, совсем никому не нужен).

В откровенном идиотизме этого «подвига разведчика» и впрямь есть нечто неотразимое. В самом деле, почему ЦРУ, почему в Лондоне, почему надо сдаваться и что это даст?! (Кроме того, что напомнит зрелой части аудитории трогательную историю про «майора Вихря».) Каннингэм на радостях должен тут же раскрыть имя агента в Москве? Откуда он его знает? То есть, может быть, и знает, но чисто случайно (если такие случайности в ЦРУ в принципе возможны). Когда в финале фильма выяснится, что «крот» сливал информацию вовсе не ЦРУ, а англичанам, то перед погибшим неизвестным Сережей станет совсем неловко.

Как бы то ни было, Алекс начинает проходить процедуру проверки, попутно вспоминая все тяготы своей шпионской жизни: красивая жена его не любила, говорила, что если бы ее муж был женщиной, то «всю жизнь ходил бы беременной» (это, видимо, значит что-то обидное), вешала плакаты старых рок-групп на стены и читала Хемингуэя (все вместе – это пытка). Алекс успел поработать «медовой ловушкой» (как сказали бы джентльмены из МИ-6), занимаясь в разведывательных целях сексом с неким объектом женского пола, – но в разгар этого его подвига зазвонил телефон, и «товарищ майор», натурально, велел отодвинуть стул, закрывающий от скрытой камеры место действия.

Да и вообще как-то не задалась жизнь. Душа – нараспашку, а шпионаж – ни к черту не годится. Привыкший следить за другими, герой Андрея Чернышова совершенно не видит со стороны себя самого – иначе он наверняка бы уже понял, что ни Штирлица, ни Джорджа Смайли из него никогда не выйдет. Кажется, создателям Джеймса Бонда стоило один раз крупно проколоться, назначив на роль мужиковатого и не блещущего интеллектом Дэниела Крейга, чтобы у остальных дуболомов в ролях тайных агентов появился шанс.

Но Алекс еще не самый тупой и пропащий из наших шпионов (хотя, когда он эффектно курит на фоне картонного Шерлока Холмса с трубкой, кажется – совсем беда в «Монастыре»). Есть еще истерический герой Даниила Спиваковского – у того несколько паспортов, он умеет заметать следы, но на самом деле страшно тяготится унижениями «двойной жизни», не хочет врать и жаждет заняться политикой, чтобы разоблачать коварное «монастырское» начальство. В роковой для фильма миг в высоком кабинете появится Михаил Ефремов, стукнет по столу и заорет о том, что его «шофер Петя» лучше справится с разведработой, чем все эти доморощенные шпионы, выставленные на холод. Ни про живого Петю, ни про покойного Сережу мы так ничего и не узнаем, но ясно одно – Ефремов зря не скажет.

Весь этот парад нелепостей мог бы закончиться и раньше, а именно – тогда, когда все уже поняли, кто предатель. Примерно на середине картины. Но Алекс, увлеченный разнообразной суетой (в том числе предсвадебной, совсем уж невероятной), просто не успевал сложить два и два. «Крот» (предавший родину из чисто финансовых соображений) мог уже идти по коридору, на ходу пряча анекдотический парашют, – на него попросту не обращали внимания, торжественно ковыряясь в «душе шпиона», примитивной до слез.

А пока два «монастырских» супергероя, тупица и хапуга, гонялись по миру друг за дружкой (то и дело отмечаясь в дорогих отелях, отчего бюджет фильма составил 10 миллионов долларов), на телеэкраны мира вышел пятый сезон сериала «Родина» – не лунгинского фейка, а настоящего. Новый сюжет начался с того, что в Сирии идет война, в лагерях беженцев страшные проблемы, ИГИЛ (запрещено в РФ) просачивается в Европу – и со всем этим нелегким делом герои «Родины» начнут разбираться прямо сейчас. Если случайно по своим шпионским каналам они наткнутся на очередных тупиц и хапуг, выясняющих, кто из них предатель и у кого из них душа душевнее, пусть передают привет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (5569) от 20.10.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.