Шпион, который меня уморил

На экраны вышел шпионский триллер Владимира Бортко «Душа шпиона», сценарий которого был написан режиссером совместно с бывшим советским разведчиком Михаилом Любимовым, автором романа «И ад следовал за ним».

Шпион, который меня уморил |

«Ад» следовал за героями Михаила Любимова в середине 1980-х. Действие фильма перенесено в наши дни, и доблестные разведчики в порыве откровенности не прочь порассуждать о том, на какую именно «родину» они работают – ту, которая «начинается с картинки в твоем букваре», или ту, которая сквозь пальцы смотрит на тотальную коррупцию, а то и вовсе на ту, которая «защищает Абрамовича с Чубайсом» (на этом последнем пункте «душа шпиона» и вовсе готова разорваться в клочья).

Но «приметы времени» сами по себе, а цели и задачи разведки – сами по себе. Глубоко законспирированный российский разведчик, скрывающийся в Лондоне под маской австралийского бизнесмена Алекса Уилки (цветочками торгует, дескать), получает задание из Центра (понимающие люди, оказывается, называют его «Монастырем»): он должен во что бы то ни стало вычислить «крота», коварно окопавшегося среди «хороших» шпионов. Намечается интеллектуальный поединок, готовый отправить Джона Ле Карре нервно курить в коридоре.

Предательство до поры неизвестного товарища настигает героя (равно как и зрителей) совершенно внезапно – первые двадцать минут фильма мы вместе с цветоводом-нелегалом честно пытаемся понять, зачем в очередной раз соврал персонаж Малькольма Макдауэлла (член парламента и по совместительству – советский агент еще с кембриджских, надо полагать, времен). Он сочиняет и подробно рассказывает какую-то нелепую сказку о своих отношениях с героиней Сандрин Боннэр (она тоже советский агент, но глубоко «спящий»), размахивает распиской, данной француженкой советским органам, и рассуждает о смерти капитализма на фоне лондонских пабов.

Все это страшно интересно, но к сюжету никакого отношения не имеет, и Сандрин Боннэр бросает Макдауэллу прямо в лицо слова страстной ненависти просто так, для красоты, перед тем как исчезнуть навсегда. В это время еще не окончательно уснувший зритель «начинает что-то подозревать», а именно – тот трудно скрываемый факт, что сценарий безобразно плох.

О том, что в «Монастыре» завелся «крот», Алексу (его играет Андрей Чернышов) сообщает его друг и начальник – Федор Бондарчук, авторитетный и импозантный, делится секретной информацией впроброс, между делом упоминая, что многочисленные провалы наших операций за рубежом – дело рук предателя («...и вот гибель Сережи Сидорова, помнишь, да? Вооот!» – веско тянет Бондарчук, ничуть не заботясь о том, что публика никакого «Сережу» не помнит вовсе и содрогнуться в этот момент решительно не способна). После этих душераздирающих вестей Алекс звонит резиденту ЦРУ в Лондоне (Лиам Каннингэм), говорит, что он – русский шпион, хочет сдаться и попросить политического убежища. В качестве «вступительного взноса» он немедленно сдает Макдауэлла (потому что тот, бедняга, совсем никому не нужен).

В откровенном идиотизме этого «подвига разведчика» и впрямь есть нечто неотразимое. В самом деле, почему ЦРУ, почему в Лондоне, почему надо сдаваться и что это даст?! (Кроме того, что напомнит зрелой части аудитории трогательную историю про «майора Вихря».) Каннингэм на радостях должен тут же раскрыть имя агента в Москве? Откуда он его знает? То есть, может быть, и знает, но чисто случайно (если такие случайности в ЦРУ в принципе возможны). Когда в финале фильма выяснится, что «крот» сливал информацию вовсе не ЦРУ, а англичанам, то перед погибшим неизвестным Сережей станет совсем неловко.

Как бы то ни было, Алекс начинает проходить процедуру проверки, попутно вспоминая все тяготы своей шпионской жизни: красивая жена его не любила, говорила, что если бы ее муж был женщиной, то «всю жизнь ходил бы беременной» (это, видимо, значит что-то обидное), вешала плакаты старых рок-групп на стены и читала Хемингуэя (все вместе – это пытка). Алекс успел поработать «медовой ловушкой» (как сказали бы джентльмены из МИ-6), занимаясь в разведывательных целях сексом с неким объектом женского пола, – но в разгар этого его подвига зазвонил телефон, и «товарищ майор», натурально, велел отодвинуть стул, закрывающий от скрытой камеры место действия.

Да и вообще как-то не задалась жизнь. Душа – нараспашку, а шпионаж – ни к черту не годится. Привыкший следить за другими, герой Андрея Чернышова совершенно не видит со стороны себя самого – иначе он наверняка бы уже понял, что ни Штирлица, ни Джорджа Смайли из него никогда не выйдет. Кажется, создателям Джеймса Бонда стоило один раз крупно проколоться, назначив на роль мужиковатого и не блещущего интеллектом Дэниела Крейга, чтобы у остальных дуболомов в ролях тайных агентов появился шанс.

Но Алекс еще не самый тупой и пропащий из наших шпионов (хотя, когда он эффектно курит на фоне картонного Шерлока Холмса с трубкой, кажется – совсем беда в «Монастыре»). Есть еще истерический герой Даниила Спиваковского – у того несколько паспортов, он умеет заметать следы, но на самом деле страшно тяготится унижениями «двойной жизни», не хочет врать и жаждет заняться политикой, чтобы разоблачать коварное «монастырское» начальство. В роковой для фильма миг в высоком кабинете появится Михаил Ефремов, стукнет по столу и заорет о том, что его «шофер Петя» лучше справится с разведработой, чем все эти доморощенные шпионы, выставленные на холод. Ни про живого Петю, ни про покойного Сережу мы так ничего и не узнаем, но ясно одно – Ефремов зря не скажет.

Весь этот парад нелепостей мог бы закончиться и раньше, а именно – тогда, когда все уже поняли, кто предатель. Примерно на середине картины. Но Алекс, увлеченный разнообразной суетой (в том числе предсвадебной, совсем уж невероятной), просто не успевал сложить два и два. «Крот» (предавший родину из чисто финансовых соображений) мог уже идти по коридору, на ходу пряча анекдотический парашют, – на него попросту не обращали внимания, торжественно ковыряясь в «душе шпиона», примитивной до слез.

А пока два «монастырских» супергероя, тупица и хапуга, гонялись по миру друг за дружкой (то и дело отмечаясь в дорогих отелях, отчего бюджет фильма составил 10 миллионов долларов), на телеэкраны мира вышел пятый сезон сериала «Родина» – не лунгинского фейка, а настоящего. Новый сюжет начался с того, что в Сирии идет война, в лагерях беженцев страшные проблемы, ИГИЛ (запрещено в РФ) просачивается в Европу – и со всем этим нелегким делом герои «Родины» начнут разбираться прямо сейчас. Если случайно по своим шпионским каналам они наткнутся на очередных тупиц и хапуг, выясняющих, кто из них предатель и у кого из них душа душевнее, пусть передают привет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (5569) от 20.10.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...