Шпалера «Аполлон и знаки зодиака» вернулась после реставрации в зал Рафаэля Эрмитажа

Она входит в серию «Времена года. Гротески», сотканную в XVI веке в Брюсселе по картонам неизвестного художника. Серия состоит из пяти шпалер: четыре соответствуют классическим сюжетам, посвященным временам года, — «Весна-Венера», «Лето-Церера», «Осень-Вакх», «Зима-Эол».

Шпалера «Аполлон и знаки зодиака» вернулась после реставрации в зал Рафаэля Эрмитажа | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Долгое время шпалеры находились во французской королевской коллекции. Известно, что в XVII веке они украшали замок Во-ле-Виконт Никола́ Фуке́, одного из самых богатых сановников первых лет царствования Людовика XIV, супер­интенданта финансов. Фуке был арестован, конфискованные шпалеры оказались в хранилище королевской мебели. После французской революции они попали на антикварный рынок, а в 1887 году — в магазин старинных вещей на Малой Морской в Санкт-Петербурге. Их приобрел Музей училища барона Штиглица, откуда они и поступили в Эрмитаж.

Хранитель Татьяна Лехович рассказывает:

— В зале Рафаэля шпалера «Аполлон и знаки зодиака» находилась с 1950‑х годов. В этой части музея расположены Лоджии Рафаэля. После войны наши предшественники делали экспозиции, было принято решение расположить шпалеру здесь, поскольку ее автор — один из художников круга Рафаэля.

Реставрацией шпалер серии «Времена года. Гротески» два последних года занимается лаборатория научной реставрации тканей Эрмитажа, для которой в реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» создано новое технологичное пространство с современным оборудованием. Работа с уникальными, поистине драгоценными памятниками требует ювелирной точности и много времени. После тщательных исследований шпалеры очищают от загрязнений, устраняют деформацию, фиксируют места повреждений… Реставрационные материалы — шерстяные и шелковые нити — подбирают и окрашивают в нужные цвета, ориентируясь на сохранившиеся оригинальные волокна.

Шпалеры — наша любовь, — рассказывает заведующая лабораторией Марина Денисова. — Это третья из отреставрированных шпалер. Процесс отлажен. Водная очистка подходит тканям, у которых стойкое окрашивание. Опыт подсказывает: чем старше шпалера, тем прочнее окрашивание. Эта выполнена из качественных материалов. Фигуры на ней были пропитаны сажей, их покрывал серый землистый налет. Сажу удалили, золотые нити засияли. Это видно, когда шпалера освещена.

Одно из условий экспонирования памятника, которому без малого 450 лет, щадящее освещение. В будущем шпалера будет подсвечена специальным светодиодным светом. Тогда ярче засияют золотые нити вокруг фигуры Аполлона.

На шпалере много следов старых реставрационных починок, штопок. Современные реставраторы оценили виртуозную работу мастеров прошлого. Интересная подробность: на шпалере при реставрации обнаружен тщательно заделанный разрез, не исключено, что он использовался для дверного проема. Возможно, в стене за шпалерой была дверь, которая вела в тайную комнату.

В июне следующего года все пять шпалер серии «Времена года. Гротески» будут представлены в Манеже Малого Эрмитажа на выставке, посвященной 150‑летнему юбилею Музея училища технического рисования А. Л. Штиглица.

Читайте также:

Культурное просвещение. В Северной столице стартовали Дни Эрмитажа

Михаил Пиотровский: В гуманитарной сфере много смыслов, которые цифрой не выразить. Все выражается в словах


#Эрмитаж #культура #шпалера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (8054) от 11.12.2025 под заголовком «Аполлон в золотом сиянии».


Комментарии