Shooting в Индии. Как заработать на съемках в массовке за границей

Возможность работать в другой стране всегда вызывает некий страх. Языковой барьер, нестыковки менталитетов и прочее. Так вышло, что второй сезон я работаю в Индии - снимаюсь в массовках местных фильмов. По сути, ничего не делаю. И за это получаю деньги.

Shooting в Индии. Как заработать на съемках в массовке за границей | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

От шутинга до шута

Первый раз было довольно сложно. Из пляжного штата Гоа в густонаселенный Мумбаи нас везли на нескольких кондиционированных слипперах (автобусы с удобными кроватями, словно купе на колесах). Около сотни бравых парней нарядили в ярко-красные костюмы солдат британской армии, кому-то приклеили бакенбарды, кого-то заставили гладко побриться. С моего лица категорически удалили очки. Завели в огромную комнату с кондиционерами, силами декораторов превращенную в шикарный зал с диванчиками для зрителей и танцевальной сценой. Одни сидели, другие стояли сзади. Пили подкрашенную воду в роли вина, ели настоящий виноград для кадра. Три раза в день отлучались на прием пищи - шведский стол с несколькими видами мяса. Целую неделю снимали эпизод фееричного танца главных героев. Мы в образах британских солдат смотрели, радовались, хлопали... Жаль только, что не могу показать эту замечательную сцену: любая частная съемка на площадке категорически запрещена.

Сейчас на моем счету около 15 фильмов. Разумеется, участие в массовке. А ведь есть те аксакалы, которые снимаются уже много лет. Зарабатывают вполне приличные деньги - около 2 тысяч долларов в месяц. Для большинства зимовщиков (люди, которые проводят зиму в теплых краях) это единственный источник дохода. Ведь, чтобы быть расфокусным лицом на заднем плане, достаточно... просто быть белым человеком.

Такая работа называется «шутинг» (shooting, в переводе с английского «съемка»). Среди более опытных слово сокращается до короткого «шут», что для русского уха имеет второе, лицедейское, значение. Основные шутинги проходят в больших городах - Мумбаи, Ченнаи, Хайдерабаде (здесь, кстати, расположена самая большая киностудия в мире - «Рамоджи», занимающая почти 700 га и включенная в «Книгу рекордов Гиннесса»). Когда компании, производящей фильм/рекламу/клип, нужны европейцы на массовку, задание их найти поручается специальным кастинг-агентам (на всю огромную Индию их около 30 человек). Они в свою очередь либо размещают объявление в соответствующих группах социальных сетей, либо передают его посредникам - чаще всего белым, у которых уже есть какая-то актерская база или просто круг контактов гораздо больше. И если, допустим, компания дает порядка 200 - 300 долларов на «артиста» в день, то до нас дойдет в лучшем случае долларов 40. Прибавьте к ним 15 «зеленых» туда и обратно на тот самый слиппер до города съемки и максимум десятку в сутки за проживание в хостеле/отеле, если предполагается несколько дней работы. Кормят на площадке всех бесплатно.

Моя лучшая роль - труп

Покорять мир массовки индийского кино все парни начинают одинаково - с солдатских шутингов. Туда берут практически всех без разбора. Вот и во второй раз я снова оказался на службе ее величества. Только теперь, пообщавшись с более опытными «актерами», сразу вызвался играть... труп. Это лучшая роль в военных сценах исторических фильмов. В то время как новички «рвутся в бой», вояки со стажем ищут место, куда бы спрятаться. Подойдут любая яма, палатка, телега. А если таковой нет, то нужно сразу просить гримеров испачкать тебя искусственной кровью и «забивать» себе местечко на поле боя. Да, жарко, затекают ноги, но это лучше, чем бегать в толпе, размахивая саблей, или маршировать в строю.

Опытные шутингисты (к ним относятся те, которые такой работой кормятся уже по 5 - 6 лет) на солдатские сборы не ездят. Для них и деньги не те, и условия труда ужасные. Причисляются такие «актеры» уже к разряду «своих». С агентами дружат, свои права знают, без причины бунт не поднимают и, как следствие, первыми получают предложения по работе. За стаж к ним тоже отношение особое - если массовка большая, то им вроде как можно с утра прийти, отметиться и тихонько исчезнуть, а вечером заглянуть за деньгами. Агент за них комиссию получит, они ему проблем не доставят и даже вступятся за него, если новички начнут возникать из-за чего-то.

На хорошем счету у агентов накачанные парни с огромными мышцами. Продюсеры очень любят, когда за криминальным персонажем в кадре стоят два огромных амбала с туповатыми лицами. Харизматичных мужчин в возрасте от 40 до 60 часто приглашают играть коварных помощников главных злодеев или каких-либо ученых профессоров, к советам которых обязательно прислушиваются герои. Такие «актеры» быстро переходят из массовки в групповку, а это совершенно другие деньги.

Русским из-за сильного акцента роли со словами не дают. Эту нишу давно заняли европейцы - их гораздо меньше, чем наших, живут они в больших городах, и за них среди агентов идет настоящая война. «Я снимаюсь практически без выходных уже 3 года, - рассказывает мне 45-летний ирландец Ричард, с которым мы делим кадр в каком-то дешевом боевике. - Сегодня моя ставка - около 400 долларов в день. Мне уже хватило денег на три дома в Дублине для семьи, виллу на Бали и оплату хороших университетов детям». После этой информации, кажется, я стал играть лучше.

Танцы до утра

Разумеется, никто из приезжающих по туристическим визам работать не имеет права. Случись что - отвечать будут сами. Хотя в серьезных ситуациях кинокомпания не остается в стороне. Так, во время съемок исторического фильма, пока я старательно играл труп за 30 долларов в день, один из наших парней изображал конного наездника за 40. Лошадей на площадку подгоняют диких, необъезженных, поэтому немудрено, что неопытного Николая гнедой жеребец слушаться отказался и рванул. В итоге - перелом руки, куча ссадин и срочное лечение, за которое компании пришлось раскошелиться.

Другой эпизод, произошедший в мае этого года, имел более плачевный финал. Тот же фильм, тяжелый костюм, уличная сцена, дикая жара, переутомление (и, скорее всего, алкоголь вкупе с чем-то посильнее)... В результате сердце россиянина не выдержало. Говорят, такое случилось впервые. В подобной ситуации компания и кастинг-агент теряют очень большие деньги, учитывая, что используют белых работников без разрешения.

Агенты, занимающиеся подбором европейской массовки, рискуют. Но чаще всего их риск оправдан. С каждого из нас они кладут себе в карман незаконные большие проценты от тех денег, что нам выделяет компания. Это помимо официальной зарплаты. Говорят, масштабный исторический проект с недельным участием сотни белых «артистов» может принести агенту-посреднику сумму, сравнимую со ставкой главного режиссера. Я сам невольно стал участником подобной операции, когда телекомпания заказала на один день работы найти танцевальный коллектив и заплатила агенту около 300 долларов за каждого из нас. В итоге на съемку приехали восемь парней, увидевших друг друга впервые и не имеющих вообще никакой хореографической подготовки. Но деваться было некуда - пришлось ради денег всю ночь крутиться босиком на каменном полу, изображая турецких дервишей. После съемок мы получили всего по 90 долларов, и жаловаться на агента было бессмысленно. Ведь мы в этом бизнесе - «киногастарбайтеры».

Интерес индийских кинематографистов к белым лицам оправдан. Кинокомпании получают значительные финансовые дотации от государства, если в кадре фиксируется побольше дружбы народов и национальностей. Поэтому мы одинаково «талантливо» играем американцев, испанцев, французов... Кого родит фантазия индийских сценаристов. Ведь часто им приходится специально придумывать сюжетно бесполезные эпизоды с участием белой массовки, чтобы продюсер мог претендовать на государственное финансирование.

#кино #массовка #съемки #работа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6463) от 20.06.2019 под заголовком «Shooting в Индии».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?