Shooting в Индии. Как заработать на съемках в массовке за границей

Возможность работать в другой стране всегда вызывает некий страх. Языковой барьер, нестыковки менталитетов и прочее. Так вышло, что второй сезон я работаю в Индии - снимаюсь в массовках местных фильмов. По сути, ничего не делаю. И за это получаю деньги.

Shooting в Индии. Как заработать на съемках в массовке за границей | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

От шутинга до шута

Первый раз было довольно сложно. Из пляжного штата Гоа в густонаселенный Мумбаи нас везли на нескольких кондиционированных слипперах (автобусы с удобными кроватями, словно купе на колесах). Около сотни бравых парней нарядили в ярко-красные костюмы солдат британской армии, кому-то приклеили бакенбарды, кого-то заставили гладко побриться. С моего лица категорически удалили очки. Завели в огромную комнату с кондиционерами, силами декораторов превращенную в шикарный зал с диванчиками для зрителей и танцевальной сценой. Одни сидели, другие стояли сзади. Пили подкрашенную воду в роли вина, ели настоящий виноград для кадра. Три раза в день отлучались на прием пищи - шведский стол с несколькими видами мяса. Целую неделю снимали эпизод фееричного танца главных героев. Мы в образах британских солдат смотрели, радовались, хлопали... Жаль только, что не могу показать эту замечательную сцену: любая частная съемка на площадке категорически запрещена.

Сейчас на моем счету около 15 фильмов. Разумеется, участие в массовке. А ведь есть те аксакалы, которые снимаются уже много лет. Зарабатывают вполне приличные деньги - около 2 тысяч долларов в месяц. Для большинства зимовщиков (люди, которые проводят зиму в теплых краях) это единственный источник дохода. Ведь, чтобы быть расфокусным лицом на заднем плане, достаточно... просто быть белым человеком.

Такая работа называется «шутинг» (shooting, в переводе с английского «съемка»). Среди более опытных слово сокращается до короткого «шут», что для русского уха имеет второе, лицедейское, значение. Основные шутинги проходят в больших городах - Мумбаи, Ченнаи, Хайдерабаде (здесь, кстати, расположена самая большая киностудия в мире - «Рамоджи», занимающая почти 700 га и включенная в «Книгу рекордов Гиннесса»). Когда компании, производящей фильм/рекламу/клип, нужны европейцы на массовку, задание их найти поручается специальным кастинг-агентам (на всю огромную Индию их около 30 человек). Они в свою очередь либо размещают объявление в соответствующих группах социальных сетей, либо передают его посредникам - чаще всего белым, у которых уже есть какая-то актерская база или просто круг контактов гораздо больше. И если, допустим, компания дает порядка 200 - 300 долларов на «артиста» в день, то до нас дойдет в лучшем случае долларов 40. Прибавьте к ним 15 «зеленых» туда и обратно на тот самый слиппер до города съемки и максимум десятку в сутки за проживание в хостеле/отеле, если предполагается несколько дней работы. Кормят на площадке всех бесплатно.

Моя лучшая роль - труп

Покорять мир массовки индийского кино все парни начинают одинаково - с солдатских шутингов. Туда берут практически всех без разбора. Вот и во второй раз я снова оказался на службе ее величества. Только теперь, пообщавшись с более опытными «актерами», сразу вызвался играть... труп. Это лучшая роль в военных сценах исторических фильмов. В то время как новички «рвутся в бой», вояки со стажем ищут место, куда бы спрятаться. Подойдут любая яма, палатка, телега. А если таковой нет, то нужно сразу просить гримеров испачкать тебя искусственной кровью и «забивать» себе местечко на поле боя. Да, жарко, затекают ноги, но это лучше, чем бегать в толпе, размахивая саблей, или маршировать в строю.

Опытные шутингисты (к ним относятся те, которые такой работой кормятся уже по 5 - 6 лет) на солдатские сборы не ездят. Для них и деньги не те, и условия труда ужасные. Причисляются такие «актеры» уже к разряду «своих». С агентами дружат, свои права знают, без причины бунт не поднимают и, как следствие, первыми получают предложения по работе. За стаж к ним тоже отношение особое - если массовка большая, то им вроде как можно с утра прийти, отметиться и тихонько исчезнуть, а вечером заглянуть за деньгами. Агент за них комиссию получит, они ему проблем не доставят и даже вступятся за него, если новички начнут возникать из-за чего-то.

На хорошем счету у агентов накачанные парни с огромными мышцами. Продюсеры очень любят, когда за криминальным персонажем в кадре стоят два огромных амбала с туповатыми лицами. Харизматичных мужчин в возрасте от 40 до 60 часто приглашают играть коварных помощников главных злодеев или каких-либо ученых профессоров, к советам которых обязательно прислушиваются герои. Такие «актеры» быстро переходят из массовки в групповку, а это совершенно другие деньги.

Русским из-за сильного акцента роли со словами не дают. Эту нишу давно заняли европейцы - их гораздо меньше, чем наших, живут они в больших городах, и за них среди агентов идет настоящая война. «Я снимаюсь практически без выходных уже 3 года, - рассказывает мне 45-летний ирландец Ричард, с которым мы делим кадр в каком-то дешевом боевике. - Сегодня моя ставка - около 400 долларов в день. Мне уже хватило денег на три дома в Дублине для семьи, виллу на Бали и оплату хороших университетов детям». После этой информации, кажется, я стал играть лучше.

Танцы до утра

Разумеется, никто из приезжающих по туристическим визам работать не имеет права. Случись что - отвечать будут сами. Хотя в серьезных ситуациях кинокомпания не остается в стороне. Так, во время съемок исторического фильма, пока я старательно играл труп за 30 долларов в день, один из наших парней изображал конного наездника за 40. Лошадей на площадку подгоняют диких, необъезженных, поэтому немудрено, что неопытного Николая гнедой жеребец слушаться отказался и рванул. В итоге - перелом руки, куча ссадин и срочное лечение, за которое компании пришлось раскошелиться.

Другой эпизод, произошедший в мае этого года, имел более плачевный финал. Тот же фильм, тяжелый костюм, уличная сцена, дикая жара, переутомление (и, скорее всего, алкоголь вкупе с чем-то посильнее)... В результате сердце россиянина не выдержало. Говорят, такое случилось впервые. В подобной ситуации компания и кастинг-агент теряют очень большие деньги, учитывая, что используют белых работников без разрешения.

Агенты, занимающиеся подбором европейской массовки, рискуют. Но чаще всего их риск оправдан. С каждого из нас они кладут себе в карман незаконные большие проценты от тех денег, что нам выделяет компания. Это помимо официальной зарплаты. Говорят, масштабный исторический проект с недельным участием сотни белых «артистов» может принести агенту-посреднику сумму, сравнимую со ставкой главного режиссера. Я сам невольно стал участником подобной операции, когда телекомпания заказала на один день работы найти танцевальный коллектив и заплатила агенту около 300 долларов за каждого из нас. В итоге на съемку приехали восемь парней, увидевших друг друга впервые и не имеющих вообще никакой хореографической подготовки. Но деваться было некуда - пришлось ради денег всю ночь крутиться босиком на каменном полу, изображая турецких дервишей. После съемок мы получили всего по 90 долларов, и жаловаться на агента было бессмысленно. Ведь мы в этом бизнесе - «киногастарбайтеры».

Интерес индийских кинематографистов к белым лицам оправдан. Кинокомпании получают значительные финансовые дотации от государства, если в кадре фиксируется побольше дружбы народов и национальностей. Поэтому мы одинаково «талантливо» играем американцев, испанцев, французов... Кого родит фантазия индийских сценаристов. Ведь часто им приходится специально придумывать сюжетно бесполезные эпизоды с участием белой массовки, чтобы продюсер мог претендовать на государственное финансирование.

#кино #массовка #съемки #работа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6463) от 20.06.2019 под заголовком «Shooting в Индии».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...