Шок и трепет в полутьме
«Модильяни, Утрилло, Сутин и другие легенды Монпарнаса». В Музее Фаберже на Фонтанке открылась выставка, которую можно считать одним из главных событий сезона.
ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС
Выставка-блокбастер
- Нам неинтересно делать изысканные выставки для рафинированных искусствоведов, знатоков и эстетов, - сказал на пресс-показе директор Музея Фаберже Владимир Воронченко. - Мы делаем выставки, которые могли бы привлечь самые широкие массы. Для всех.
Иными словами, не арт-хаус, а блокбастеры. Концепция выставок-блокбастеров, мода на которую пришла из Америки, в какой-то мере может объяснить музейный бум, происходящий в последние годы во всем мире.
Слово «легендарный» в качественной журналистике под запретом, но про Модильяни иначе ведь не скажешь. Классический проклятый поэт. Его биография будто специально придумана: красота, притягивающая женщин (даже Ахматова не устояла перед его чарами). Талант. Бедность, периодами даже нищета. Жизнь на грани риска - алкоголь, бессонные безумные ночи в парижских кафе и кабаре. Тяжелая болезнь - туберкулез (сейчас бы, наверное, вылечили). И смерть во цвете лет. А потом, будто всего этого мало, жена и муза Жанна Эбютерн покончила с собой, будучи на девятом месяце беременности, - не смогла жить без него.
Не каждый музей может позволить себе «блокбастер», ведь это очень дорогое удовольствие. Владимир Воронченко сообщил, что страховочная стоимость выставки - «без малого миллиард долларов».
О деньгах вообще спрашивали слишком много. Одна журналистка даже задала вопрос: «Если эти художники такие талантливые, почему они были такими бедными?» В ответ куратор выставки, историк искусства, один из ведущих мировых экспертов по творчеству Модильяни Марк Рестеллини лишь рассмеялся.
Ну что ж, давайте про деньги. Если бы не коллекционер Йонас Неттер, который поддерживал многих нищих творцов Монпарнаса, еще неизвестно, видели бы мы сегодня картины Модильяни. Он платил ему триста франков в месяц. Не бог весть какие деньги, но они позволяли хотя бы не умереть с голоду и не искать побочных заработков, а отдаться живописи. За триста франков в месяц Модильяни отдавал ему все работы, которые писал.
Так что нам стоит поклониться коллекционеру, чей портрет открывает выставку. Йонас Неттер скончался в 1946 году, оставив великолепную коллекцию живописи: Морис Утрилло, Хаим Сутин, Модильяни...
Как рассказал Владимир Воронченко, после смерти Неттера коллекцию унаследовали его дети. Дочь по каким-то причинам стала продавать картины. А сын выкупал их, чтобы сохранить собрание отца в целости.
По словам Марка Рестеллини, 70 лет это собрание было недоступно широкой публике. Лишь недавно его стали показывать. Сначала в Париже, потом в Риме и Милане, а сейчас оно добралось до Петербурга.
- Ни в одном музее мира нет такой коллекции Модильяни, - сказал куратор. - Я уверен, что выставка станет шоком и открытием для петербургской публики.
Даже для петербургских любителей искусства, многие из которых съездили в Хельсинки, где в музее Атенеум проходила большая выставка Модильяни, собранная по разным музеям мира. Выставка входила в план культурных мероприятий, посвященных столетию независимости Финляндии.
Петербургский Модильяни
Выставка в Музее Фаберже обязательна для посещения еще и потому, что в России всего три работы художника - два рисунка в ГМИИ им. Пушкина и один (изображающий Анну Ахматову) в Петербурге, в Фонтанном доме. Об этом рисунке, который в 2008 году демонстрировался на выставке среди красных роз, свисавших с потолка, стоит сказать подробнее.
В 1993 году в Венеции была выставка рисунков Модильяни из собрания его наследника Поля Александра - доктора, лечившего художника. Вскоре после выставки в парижской газете «Русская мысль» появилась публикация, в которой высказывалось предположение, что на этих 26 рисунках в жанре ню изображена русский поэт Анна Ахматова. Действительно, они точно соответствовали по стилю рисунку, хранящемуся в нашем музее в Фонтанном доме. После публикации в мире искусства возник ажиотаж.
История рисунка в России началась летом 2007 года. Во время Европейского экономического форума, проходившего в Санкт-Петербурге, директор компании «Рюрик» господин Нильсон подарил рисунок Модильяни президенту РФ Владимиру Путину. На обладание рисунком претендовал ГМИИ им. Пушкина, директор которого Ирина Антонова приложила немало усилий для того, чтобы он оказался в России. Поддержку ей оказывал Михаил Швыдкой. Но однажды во время Экономического форума в кабинете директора Музея Анны Ахматовой Нины Поповой раздался звонок. Звонил советник президента РФ, который сообщил, что у него имеется поручение от Владимира Путина - передать в музей на временное хранение рисунок Амедео Модильяни. По словам Нины Поповой, со стороны Москвы были сделаны попытки вытребовать у музея драгоценный рисунок. Однако наши музейщики ответили тогдашнему директору ГМИИ им. Пушкина, что не являются владельцами рисунка, так как он находится у нас лишь во временном хранении. В этом случае, по закону, владельцем остается тот, кто передал его нам на хранение. И рекомендовали обратиться со всеми претензиями к обладателю рисунка... Это не было сделано, рисунок остается до сих пор в Музее Ахматовой.
Девочки в голубом и розовом
В Музее Фаберже представлены 14 работ Модильяни. Кроме портретов его возлюбленной и музы Жанны Эбютерн обращает на себя внимание чудесная «Девочка в голубом».
Робкая, неловко стоящая, она чем-то напоминает Неточку Незванову Достоевского, которого, как известно, Модильяни очень любил. Женские образы художника напоминают заколдованных принцесс - с сонными миндалевидными глазами (на некоторых портретах, как на портрете беременной Жанны Эбютерн, глаза слепые, без зрачков), с лебедиными шеями, вытянутыми пропорциями. Женственность, не униженная чувственностью.
Есть на выставке и еще одна необыкновенная девочка. Это «Девочка в розовом» Хаима Сутина - художника, родившегося в Белоруссии, в еврейском местечке, но работавшего и умершего в Париже и ныне причисленного к парижской школе (даже в его фамилии ударение принято делать на последний слог - СутИн).
Он был близким другом Модильяни. Из своих скудных заработков Модильяни умудрялся помогать ему, выдавая франк в день.
Всего на выставке можно увидеть 20 работ Сутина, и это дорогого стоит.
- На мой взгляд, необычайно важно показать в России Хаима Сутина, художника, который не был оценен по достоинству историками искусства XX века, - считает Марк Рестеллини. - Надеюсь, что выставка в Музее Фаберже поможет понять публике, насколько это был выдающийся художник и как он повлиял на современное искусство.
Справедливости ради напомним, что в Москве в ГМИИ им. Пушкина до 20 января проходит ретроспектива Хаима Сутина, приехавшая из Парижа. Можно съездить в Москву, а если не получится, скажем спасибо Музею Фаберже, который предоставил возможность познакомиться с этим мощнейшего темперамента художником. В отличие от Модильяни он воспринимал жизнь трагически. Его сравнивают с Шарлем Бодлером, создавшим «Цветы зла». Он тоже видел в земной красоте признаки увядания и тления, неизбежно следующих за кратким периодом цветения, также эстетизировал безобразное, писал туши замученных на бойне коров, подвешенных убитых зайцев. Писал с натуры, притаскивая с бойни туши в свою убогую мастерскую, не смущаясь тошнотворным запахом гниющего мяса и полчищами мух.
Стоя перед «Девочкой в розовом», не в силах оторваться от ее живых печальных и умных глаз, словно знающих все наперед, я вспоминала строчки из «Падали» Бодлера:
...Скажите же червям,
когда начнут, целуя,
Вас пожирать во тьме сырой,
Что тленной красоты -
навеки сберегу я
И форму, и бессмертный строй.
На выставке можно увидеть работы и других обитателей Монпарнаса - Сюзанны Валадон, Мориса Утрилло (пейзажи «белого» периода), Андре Дерена, Моисея Кислинга, Мориса де Вламинка. И совсем не трудно представить себе Париж, знаменитое кафе «Ротонда», где собирались все эти художники и спорили до утра о судьбах искусства.
Всего на выставке представлено 120 работ художников парижской школы начала XX века. По традиции, уже сложившейся в музее, зал погружен в полумрак. Освещены лишь картины. Об этом подробно рассказали организаторы выставки: приглашенные специалисты потратили много времени, чтобы четко выделить картины по периметру, создав ощущение, что они выплывают к зрителю из темноты и словно светятся изнутри.
Получилось эффектно, картины сияют, как звезды и планеты в пространстве космоса. Однако не всем нравятся подобные эффекты. Есть мнение, что этот прием делает картины плоскими, превращая их в глянцевые картинки.
Выставка продлится до 25 марта.
Комментарии