Главная городская газета

Шнитке из аудиобокса и не только

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью
Шнитке из аудиобокса и не только | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

В Шереметевском дворце – Музее музыки открылась выставка, посвященная композитору Альфреду Шнитке. Это первый большой совместный проект петербуржцев с Всероссийским музейным объединением им. Михаила Глинки.

Выставка «Шнитке/Schnittke» была создана два года назад к 80-летию композитора и показана в Саратове, Сочи и Москве. Она построена на выдержках из интервью Шнитке разных лет, фотографиях, сделанных на концертах, эскизах театральных спектаклей, для которых он сочинял музыку, и подлинных партитур, книг и вещей композитора. Кроме «Глинки» в проекте участвуют другие московские музыкальные и театральные музеи, Большой театр и МХТ. Более ста партитур и автографов Шнитке хранятся в архиве Мстислава Ростроповича – Галины Вишневской. Музыканты познакомились, когда оба были знамениты, Ростропович, готовя новую программу к своему 60-летию, попросил Шнитке написать виолончельный концерт.

Несколько произведений Шнитке сочинил для балетных и драматических спектаклей по произведениям Гоголя. Сценографию для «Ревизской сказки» Юрия Любимова создал петербургский художник Эдуард Кочергин. На выставке представлен макет сюрреалистической декорации, она хранится в Бахрушинском музее.

Петербургская версия выставки дополнена миниатюрными книгами – «Фауст» Гете, которые собирал композитор, а также его музыкальными инструментами – блок-флейтой и дугаром – киргизским щипковым народным инструментом, которым Шнитке наградили на одном из кинофестивалей за музыку к фильму «Экипаж».

Для проекта был снят фильм «Шнитке-2014», где о композиторе говорят композитор Сергей Слонимский и кинорежиссер Александр Митта. Но самое главное – в два «аудиобокса» загружены 50 часов музыки Шнитке, в том числе знаменитые 1-я и 4-я симфонии. Меню позволяет быстро выбрать любое.

Неожиданно перекликается с музыкой Шнитке интерактивная аудиоинсталляция художника Александра Райхштейна «Концерт для восьми стульев». Она на лето снова выставлена во дворе Шереметевского дворца. Если подойти близко к стульям, то можно услышать музыку Моцарта. Если сесть на один стул, громче заиграет скрипка, на другой – фагот и т. д.

У Шнитке есть сочинение для оркестра, которое называется «Моц-арт а ля Гайдн». В «Прощальной симфонии» Гайдна музыканты один за другим прекращают играть и уходят со сцены. У Шнитке последним уходит дирижер, который пытается дирижировать пустой сценой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook