Шнитке из аудиобокса и не только
В Шереметевском дворце – Музее музыки открылась выставка, посвященная композитору Альфреду Шнитке. Это первый большой совместный проект петербуржцев с Всероссийским музейным объединением им. Михаила Глинки.
Иллюстрация Molodec/shutterstock.com
Выставка «Шнитке/Schnittke» была создана два года назад к 80-летию композитора и показана в Саратове, Сочи и Москве. Она построена на выдержках из интервью Шнитке разных лет, фотографиях, сделанных на концертах, эскизах театральных спектаклей, для которых он сочинял музыку, и подлинных партитур, книг и вещей композитора. Кроме «Глинки» в проекте участвуют другие московские музыкальные и театральные музеи, Большой театр и МХТ. Более ста партитур и автографов Шнитке хранятся в архиве Мстислава Ростроповича – Галины Вишневской. Музыканты познакомились, когда оба были знамениты, Ростропович, готовя новую программу к своему 60-летию, попросил Шнитке написать виолончельный концерт.
Несколько произведений Шнитке сочинил для балетных и драматических спектаклей по произведениям Гоголя. Сценографию для «Ревизской сказки» Юрия Любимова создал петербургский художник Эдуард Кочергин. На выставке представлен макет сюрреалистической декорации, она хранится в Бахрушинском музее.
Петербургская версия выставки дополнена миниатюрными книгами – «Фауст» Гете, которые собирал композитор, а также его музыкальными инструментами – блок-флейтой и дугаром – киргизским щипковым народным инструментом, которым Шнитке наградили на одном из кинофестивалей за музыку к фильму «Экипаж».
Для проекта был снят фильм «Шнитке-2014», где о композиторе говорят композитор Сергей Слонимский и кинорежиссер Александр Митта. Но самое главное – в два «аудиобокса» загружены 50 часов музыки Шнитке, в том числе знаменитые 1-я и 4-я симфонии. Меню позволяет быстро выбрать любое.
Неожиданно перекликается с музыкой Шнитке интерактивная аудиоинсталляция художника Александра Райхштейна «Концерт для восьми стульев». Она на лето снова выставлена во дворе Шереметевского дворца. Если подойти близко к стульям, то можно услышать музыку Моцарта. Если сесть на один стул, громче заиграет скрипка, на другой – фагот и т. д.
У Шнитке есть сочинение для оркестра, которое называется «Моц-арт а ля Гайдн». В «Прощальной симфонии» Гайдна музыканты один за другим прекращают играть и уходят со сцены. У Шнитке последним уходит дирижер, который пытается дирижировать пустой сценой.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (5724) от 17.06.2016.
Комментарии