Шнитке из аудиобокса и не только
В Шереметевском дворце – Музее музыки открылась выставка, посвященная композитору Альфреду Шнитке. Это первый большой совместный проект петербуржцев с Всероссийским музейным объединением им. Михаила Глинки.

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com
Выставка «Шнитке/Schnittke» была создана два года назад к 80-летию композитора и показана в Саратове, Сочи и Москве. Она построена на выдержках из интервью Шнитке разных лет, фотографиях, сделанных на концертах, эскизах театральных спектаклей, для которых он сочинял музыку, и подлинных партитур, книг и вещей композитора. Кроме «Глинки» в проекте участвуют другие московские музыкальные и театральные музеи, Большой театр и МХТ. Более ста партитур и автографов Шнитке хранятся в архиве Мстислава Ростроповича – Галины Вишневской. Музыканты познакомились, когда оба были знамениты, Ростропович, готовя новую программу к своему 60-летию, попросил Шнитке написать виолончельный концерт.
Несколько произведений Шнитке сочинил для балетных и драматических спектаклей по произведениям Гоголя. Сценографию для «Ревизской сказки» Юрия Любимова создал петербургский художник Эдуард Кочергин. На выставке представлен макет сюрреалистической декорации, она хранится в Бахрушинском музее.
Петербургская версия выставки дополнена миниатюрными книгами – «Фауст» Гете, которые собирал композитор, а также его музыкальными инструментами – блок-флейтой и дугаром – киргизским щипковым народным инструментом, которым Шнитке наградили на одном из кинофестивалей за музыку к фильму «Экипаж».
Для проекта был снят фильм «Шнитке-2014», где о композиторе говорят композитор Сергей Слонимский и кинорежиссер Александр Митта. Но самое главное – в два «аудиобокса» загружены 50 часов музыки Шнитке, в том числе знаменитые 1-я и 4-я симфонии. Меню позволяет быстро выбрать любое.
Неожиданно перекликается с музыкой Шнитке интерактивная аудиоинсталляция художника Александра Райхштейна «Концерт для восьми стульев». Она на лето снова выставлена во дворе Шереметевского дворца. Если подойти близко к стульям, то можно услышать музыку Моцарта. Если сесть на один стул, громче заиграет скрипка, на другой – фагот и т. д.
У Шнитке есть сочинение для оркестра, которое называется «Моц-арт а ля Гайдн». В «Прощальной симфонии» Гайдна музыканты один за другим прекращают играть и уходят со сцены. У Шнитке последним уходит дирижер, который пытается дирижировать пустой сценой.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (5724) от 17.06.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии