Шмитт выстрелил в Петербурге

Торжественной церемонией в Молодежном театре на Фонтанке завершился фестиваль «Эрик-Эмманюэль Шмитт в Петербурге».

Шмитт выстрелил в Петербурге | ФОТО Юлии КУДРЯШОВОЙ

ФОТО Юлии КУДРЯШОВОЙ

Из со­вре­мен­ных ев­ро­пей­ских пи­са­те­лей Эрик-Эм­ма­ню­эль Шмитт —один из са­мых из­вест­ных и чи­та­е­мых в Рос­сии. На­вер­ное, после бра­зиль­ца Коэ­льо и япон­ца Му­ра­ка­ми. В сво­их кни­гах Шмитт то­же лю­бит по­фи­ло­соф­ст­во­вать. При этом он уме­ет ли­хо за­кру­тить сю­жет и до само­го фи­на­ла дер­жит чи­та­те­ля в на­пря­же­нии. Его свой­ст­во лов­ко­го рас­сказ­чи­ка, умею­ще­го иной раз и де­тек­тив­ную ин­три­гу со­здать, и «мыль­ную опе­ру» раз­вер­нуть, охот­но ис­поль­зу­ют те­ат­раль­ные ре­жис­се­ры. Про­из­ве­де­ния Шмит­та в те­ат­рах все­го ми­ра ста­вят много.

Но до на­сто­я­ще­го мо­мен­та та­кой чес­ти, как фес­ти­валь, по­свя­щен­ный ему и толь­ко ему, зна­ме­ни­то­му пи­са­те­лю еще ни­где не ока­зы­ва­ли. На­до ска­зать, Эрик-Эмма­ню­эль Шмитт от­ра­бо­тал добро­со­вест­но: встре­тил­ся с жур­на­лис­та­ми и тол­пой чи­та­те­лей, по­се­тил че­ты­ре спек­так­ля по сво­им про­из­ве­де­ни­ям, рас­ска­зал со сце­ны Ка­пел­лы о судь­бе Жор­жа Би­зе (му­зы­ка его вто­рая страсть после ли­те­ра­ту­ры: он —ав­тор книг, по­свя­щен­ных Мо­цар­ту и Бет­хо­ве­ну).

Как по­чет­ный гость, Шмитт дал полу­ден­ный вы­стрел из пуш­ки Пе­тро­пав­лов­ской кре­пос­ти. Как при­мер­ный ту­рист, он схо­дил в Эр­ми­таж и Алек­санд­рин­ский те­атр, под­нял­ся на ко­лон­на­ду Ис­аа­ки­ев­ско­го со­бо­ра.

Ря­дом с 54-лет­ним пи­са­те­лем всег­да бы­ла его ма­ма —в про­шлом чем­пи­он­ка Фран­ции по лег­кой ат­ле­ти­ке.

Из все­го, что бы­ло ска­за­но Шмит­том во вре­мя об­ще­ния с пуб­ли­кой, осо­бен­но за­по­мни­лись сло­ва о на­ших ак­те­рах: «Рос­сий­ские ак­те­ры иг­ра­ют и умом, и серд­цем, и те­лом. Это цель­ные ак­те­ры. Я ви­жу по­ста­нов­ки мо­их пьес по все­му ми­ру, но очень ред­ко мож­но встре­тить та­кую це­лост­ную гар­мо­нию. В Гер­ма­нии иг­ра­ют умом и те­лом. Но не серд­цем. Во Фран­ции иг­ра­ют умом и серд­цем. Но не те­лом. В Рос­сии —всем сра­зу. И вот это пре­крас­но».

Встре­ча с та­кой гар­мо­нич­ной акт­ри­сой Шмит­ту пред­сто­я­ла в день за­кры­тия фес­ти­ва­ля. Но и до то­го он на­блю­дал та­лан­тли­вых ар­тис­тов Мо­ло­деж­но­го те­ат­ра на Фон­тан­ке, ста­ра­ю­щих­ся пол­нее до­не­сти до зри­те­лей за­мы­сел но­вой пье­сы дра­ма­тур­га «Ес­ли на­чать сна­ча­ла», ко­то­рую спе­ци­аль­но пере­ве­ли и ра­зыгра­ли в один из фес­ти­валь­ных ве­че­ров.

Это ис­то­рия шес­ти­де­ся­ти­лет­него муж­чи­ны, ко­то­рый ока­зал­ся ли­цом к ли­цу с са­мим со­бой, но двад­ца­ти­пя­ти­летним. И вмес­те с ним он вновь про­жи­ва­ет ре­шаю­щий день своей жиз­ни, ког­да ему при­шлось вы­би­рать меж­ду тре­мя жен­щи­на­ми, а так­же вы­брать про­фес­сию. «Мне хо­чет­ся вер­нуть­ся в про­шлое не для то­го, что­бы из­ме­нить свою жизнь, а что­бы спро­сить се­бя, сде­лал бы я сей­час та­кой же вы­бор», —рас­ска­зал Эрик-Эм­ма­ню­эль Шмитт.

В пос­лед­ний день свое­го пре­бы­ва­ния в на­шем го­ро­де он по­лу­чил столь­ко люб­ви и вос­хи­ще­ния, что это­го с лих­вой хва­тит до сле­дую­щей вес­ны —в мае арт-ди­рек­тор фес­ти­ва­ля Сер­гей Мо­ро­зов сно­ва при­гла­сил пи­са­те­ля в Пе­тер­бург.

Про­щаль­ный ве­чер, ве­ро­ят­но, за­по­мнит­ся гос­тю на­дол­го. Пер­вым де­лом ар­тис­ты пред­ста­ви­ли по­пур­ри из его ли­те­ра­тур­ных хи­тов, за­чи­та­ли от­рыв­ки из днев­ни­ка пи­са­те­ля, чем убе­ди­ли да­же не чи­тав­ших Шмит­та зри­те­лей, что перед ни­ми на­хо­дит­ся мэтр. Ска­зать по прав­де, сам ме­сье Шмитт вы­гля­дел не очень-то со­лид­но. Ско­рее, как стар­ший друг, чем как учи­тель и на­став­ник. Вы­хо­дил на сце­ну, не­много ро­бея, буд­то спра­ши­вая, как в из­вест­ном муль­ти­ке: «Это мне?» —«Те­бе!» —«А за что?» —«Про­сто так!». Ему да­ри­ли по­дар­ки, сре­ди ко­то­рых бы­ли, на­при­мер, кни­га ста­рин­ных русс­ких ре­цеп­тов на анг­лий­ском язы­ке, ста­ту­эт­ка, изо­бра­жаю­щая Ан­ге­ла, сто­я­ще­го в Из­май­лов­ском са­ду, и русс­кий на­род­ный ин­стру­мент ба­ла­лай­ка. На этой ба­ла­лай­ке ме­сье Шмитт сна­ча­ла сыг­рал «Поль­ку-шар­ман­ку» Дмит­рия Шос­та­ко­ви­ча в со­про­вож­де­нии ка­мер­но­го ор­ке­стра «Бис-Квит».

Но луч­шие по­дар­ки до­ста­лись ма­ме. Она по­лу­чи­ла зо­ло­той само­вар и свя­зан­ные вруч­ную акт­ри­са­ми те­ат­ра шерс­тя­ные крос­со­воч­ки. Они оба ди­ви­лись ши­ро­те русс­кой ду­ши и обо­мле­ли, ког­да на сце­ну вы­ве­ли ку­клу-ма­ри­о­нет­ку —умень­шен­ную ко­пию Эри­ка-Эм­ма­нюэ­ля Шмит­та. Для ма­мы, ко­то­рая на­вер­ня­ка ску­ча­ет по сы­ну, на­хо­дя­ще­му­ся в по­сто­ян­ных разъ­ез­дах.

Но все это ве­се­лье бы­ло лишь фо­ном для встре­чи с акт­ри­сой. Не сек­рет, что та­кой без­раз­мер­ной лю­бо­вью к се­бе рос­сий­ской пуб­ли­ки он обя­зан Али­се Фрейн­длих. На про­тя­же­нии не­сколь­ких лет спек­такль «Ос­кар и Ро­зо­вая Да­ма», по­став­лен­ный Вла­дис­ла­вом Па­зи в 2004 го­ду, был сим­во­лом те­ат­раль­но­го Пе­тер­бур­га. Об этом ав­тор одно­имен­ной но­вел­лы знал. «В ка­кой бы стра­не ми­ра я ни встре­чал­ся с чи­та­те­ля­ми, вез­де ко мне под­хо­ди­ли русс­кие и спра­ши­ва­ли, ви­дел ли я спек­такль с Али­сой Фрейн­длих», —при­знал­ся пи­са­тель.

Спек­такль был по­ка­зан в Ев­ро­пе, но до это­го мо­мен­та ему так и не до­ве­лось уви­деть Али­су Бру­нов­ну. В тот ве­чер она лич­но вру­чи­ла Эри­ку-Эм­ма­нюэ­лю Шмит­ту диск с за­пи­сью ле­ген­дар­ной по­ста­нов­ки.

Али­са Фрейн­длих вло­жи­ла в свою Ро­зо­вую Да­му и ее вос­по­ми­на­ния о де­ся­ти­лет­нем маль­чи­ке, пи­сав­шем пись­ма Бо­гу, много муд­рос­ти и ду­шев­ной теп­ло­ты, ко­то­рых так не хва­та­ет нам се­год­ня. При чте­нии кни­ги эта ис­то­рия вос­при­ни­ма­лась по-дру­го­му, бо­лее жиз­нен­ной, но не столь прон­зи­тель­ной. Спек­такль Па­зи был ше­дев­ром, а пье­са —лишь ос­но­вой для со­зда­ния это­го ше­дев­ра.

Мне ка­жет­ся, в тот ве­чер Эрик-Эм­ма­ню­эль Шмитт ин­ту­и­тив­но все это по­нял.

И на­пи­сал пер­вую фра­зу бу­ду­ще­го про­из­ве­де­ния —пря­мо на сце­не, по­удоб­нее уст­ро­ив­шись за пись­мен­ным сто­лом.

«Ни­кто не по­ни­мал, по­че­му Ми­шель Дю­буа при­хо­ди­ла в тюрь­му, что­бы уви­деть убий­цу своей до­че­ри. Он от­ка­зы­вал ей в сви­да­нии, но она при­хо­ди­ла каж­дый день в одно и то­ же вре­мя. Со­гла­сит­ся ли он ког­да-ни­будь при­нять ее?» (зри­те­ли га­да­ли: не­уже­ли де­тек­тив?).

Со­гла­сит­ся ли ког­да-ни­будь ве­ли­кая акт­ри­са сыг­рать и эту ге­рои­ню? По­жи­вем —уви­дим. А по­ка пи­ши­те, пи­са­тель, пи­ши­те.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5342) от 18.11.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.