Шмитт выстрелил в Петербурге
Торжественной церемонией в Молодежном театре на Фонтанке завершился фестиваль «Эрик-Эмманюэль Шмитт в Петербурге».
ФОТО Юлии КУДРЯШОВОЙ
Из современных европейских писателей Эрик-Эмманюэль Шмитт —один из самых известных и читаемых в России. Наверное, после бразильца Коэльо и японца Мураками. В своих книгах Шмитт тоже любит пофилософствовать. При этом он умеет лихо закрутить сюжет и до самого финала держит читателя в напряжении. Его свойство ловкого рассказчика, умеющего иной раз и детективную интригу создать, и «мыльную оперу» развернуть, охотно используют театральные режиссеры. Произведения Шмитта в театрах всего мира ставят много.
Но до настоящего момента такой чести, как фестиваль, посвященный ему и только ему, знаменитому писателю еще нигде не оказывали. Надо сказать, Эрик-Эмманюэль Шмитт отработал добросовестно: встретился с журналистами и толпой читателей, посетил четыре спектакля по своим произведениям, рассказал со сцены Капеллы о судьбе Жоржа Бизе (музыка его вторая страсть после литературы: он —автор книг, посвященных Моцарту и Бетховену).
Как почетный гость, Шмитт дал полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости. Как примерный турист, он сходил в Эрмитаж и Александринский театр, поднялся на колоннаду Исаакиевского собора.
Рядом с 54-летним писателем всегда была его мама —в прошлом чемпионка Франции по легкой атлетике.
Из всего, что было сказано Шмиттом во время общения с публикой, особенно запомнились слова о наших актерах: «Российские актеры играют и умом, и сердцем, и телом. Это цельные актеры. Я вижу постановки моих пьес по всему миру, но очень редко можно встретить такую целостную гармонию. В Германии играют умом и телом. Но не сердцем. Во Франции играют умом и сердцем. Но не телом. В России —всем сразу. И вот это прекрасно».
Встреча с такой гармоничной актрисой Шмитту предстояла в день закрытия фестиваля. Но и до того он наблюдал талантливых артистов Молодежного театра на Фонтанке, старающихся полнее донести до зрителей замысел новой пьесы драматурга «Если начать сначала», которую специально перевели и разыграли в один из фестивальных вечеров.
Это история шестидесятилетнего мужчины, который оказался лицом к лицу с самим собой, но двадцатипятилетним. И вместе с ним он вновь проживает решающий день своей жизни, когда ему пришлось выбирать между тремя женщинами, а также выбрать профессию. «Мне хочется вернуться в прошлое не для того, чтобы изменить свою жизнь, а чтобы спросить себя, сделал бы я сейчас такой же выбор», —рассказал Эрик-Эмманюэль Шмитт.
В последний день своего пребывания в нашем городе он получил столько любви и восхищения, что этого с лихвой хватит до следующей весны —в мае арт-директор фестиваля Сергей Морозов снова пригласил писателя в Петербург.
Прощальный вечер, вероятно, запомнится гостю надолго. Первым делом артисты представили попурри из его литературных хитов, зачитали отрывки из дневника писателя, чем убедили даже не читавших Шмитта зрителей, что перед ними находится мэтр. Сказать по правде, сам месье Шмитт выглядел не очень-то солидно. Скорее, как старший друг, чем как учитель и наставник. Выходил на сцену, немного робея, будто спрашивая, как в известном мультике: «Это мне?» —«Тебе!» —«А за что?» —«Просто так!». Ему дарили подарки, среди которых были, например, книга старинных русских рецептов на английском языке, статуэтка, изображающая Ангела, стоящего в Измайловском саду, и русский народный инструмент балалайка. На этой балалайке месье Шмитт сначала сыграл «Польку-шарманку» Дмитрия Шостаковича в сопровождении камерного оркестра «Бис-Квит».
Но лучшие подарки достались маме. Она получила золотой самовар и связанные вручную актрисами театра шерстяные кроссовочки. Они оба дивились широте русской души и обомлели, когда на сцену вывели куклу-марионетку —уменьшенную копию Эрика-Эмманюэля Шмитта. Для мамы, которая наверняка скучает по сыну, находящемуся в постоянных разъездах.
Но все это веселье было лишь фоном для встречи с актрисой. Не секрет, что такой безразмерной любовью к себе российской публики он обязан Алисе Фрейндлих. На протяжении нескольких лет спектакль «Оскар и Розовая Дама», поставленный Владиславом Пази в 2004 году, был символом театрального Петербурга. Об этом автор одноименной новеллы знал. «В какой бы стране мира я ни встречался с читателями, везде ко мне подходили русские и спрашивали, видел ли я спектакль с Алисой Фрейндлих», —признался писатель.
Спектакль был показан в Европе, но до этого момента ему так и не довелось увидеть Алису Бруновну. В тот вечер она лично вручила Эрику-Эмманюэлю Шмитту диск с записью легендарной постановки.
Алиса Фрейндлих вложила в свою Розовую Даму и ее воспоминания о десятилетнем мальчике, писавшем письма Богу, много мудрости и душевной теплоты, которых так не хватает нам сегодня. При чтении книги эта история воспринималась по-другому, более жизненной, но не столь пронзительной. Спектакль Пази был шедевром, а пьеса —лишь основой для создания этого шедевра.
Мне кажется, в тот вечер Эрик-Эмманюэль Шмитт интуитивно все это понял.
И написал первую фразу будущего произведения —прямо на сцене, поудобнее устроившись за письменным столом.
«Никто не понимал, почему Мишель Дюбуа приходила в тюрьму, чтобы увидеть убийцу своей дочери. Он отказывал ей в свидании, но она приходила каждый день в одно и то же время. Согласится ли он когда-нибудь принять ее?» (зрители гадали: неужели детектив?).
Согласится ли когда-нибудь великая актриса сыграть и эту героиню? Поживем —увидим. А пока пишите, писатель, пишите.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5342) от 18.11.2014.
Комментарии