Шли на звук, идем на голос

Первым за четыре года присуждением «Гран-при» завершился IV музыкальный турнир «Терем-кроссовер», проходивший в Академической капелле в течение четырех дней. В этом году «Терем-квартет» объявил «Вокальную версию». Традиционный девиз конкурса «Иди на звук!» заменили призывом «Иди на голос!»

Шли на звук, идем на голос | ФОТО предоставлено пресс-службой турнира «Терем-кроссовер»

ФОТО предоставлено пресс-службой турнира «Терем-кроссовер»

На рубеже веков столько было разговоров про «безголосую эстраду», что должен был случиться вокальный взрыв, который мы теперь и наблюдаем даже на телевидении. Одним из последствий этого взрыва стало возникновение жанра кроссовер, который «впустил» эстраду на территорию классики и джаза, куда без умения петь вход воспрещен. В этом теперь уже едином музыкальном пространстве появились немало новых звезд с чистыми и сильными голосами.

Как и в предыдущие годы, международное жюри оценивало виртуозное владение инструментом, только в данном случае инструментом был голос. Поэтому основной акцент сделали на жанр, в котором это главный и единственный инструмент—пение а капелла.

В Петербург съехались российские и зарубежные вокальные ансамбли и сольные исполнители. Победителей выбирали в двух номинациях. Главной интригой, как обычно, была заветная «Золотая мурашка», которая вручается в качестве «Гран-при» только в том случае, если выбор жюри и зрителей совпадет. Четыре года «Золотая мурашка» не доставалась никому. На этот раз—свершилось.

На гала-концерте в БКЗ «Октябрьский» главный приз из рук музыкантов «Терем-квартета» и почетного члена жюри знаменитого певца Тобиаса Хуга, композитора, в прошлом участника легендарного ансамбля The Swingle Singers, одного из основателей Ассоциации европейских голосов, получил ансамбль Coffeetime из Москвы. Всем собравшимся они наглядно показали, что такое популярный нынче кроссовер—стиль, олицетворяющий XXI век. В одной композиции соединились ритмичная I like to movе it, «Парень чернокожий» Леонида Агутина, Sweet dreams дуэта Eurythmics, Bad romance Леди Гага и Party for everybody «Бурановских бабушек»... Этот микс популярных мелодий четыре парня и две девушки спели в джазовой манере и подкрепили академической выучкой. Получился песенный коллаж вполне в духе времени.

Здесь главное—чувство меры и безмерная к музыке любовь. Чувство юмора тоже приветствуется.

Благодаря этим качествам получили заветную «мурашку» группа Coffeetime (на снимке) и обладатель первой премии в номинации «Сольный исполнитель» Дмитрий Янковский. Он исполнил шлягер группы Иванушки international «Тучи» как оперную арию (апофеоз номера—чистейшим тенором «Но все-таки тучи не так жестоки..!»). Смеялись все, особенно зрители, помнившие и знающие хиты 1990-х... Мастер перевоплощений Дмитрий Янковский—солист московского театра «Геликон опера» и проекта NeoClassic. Он номинирован в «Книгу рекордов Гиннесса» как артист, сыгравший пять мужских ролей в одном спектакле (мюзикл «Красавица и чудовище»).

Сочетание чувства юмора и мастерства, которое присуще самому «Терем-квартету», продемонстрировали и другие победители. Участники ансамбля DedooX назвали свой стиль «панк капелла», исполнили задорный «рэпчик». Третье место досталось мужскому квинтету «Бродвей», разложившему на разные голоса песню «Про коня».

Интерес к фольклору—еще одна причина, заставившая массового зрителя идти на голос. Часто народные песни не требуют аккомпанемента. Издревле пение считалось сродни шаманству; человеческий голос был подобен пению птиц в лесу или завыванию ветра в степи. Чем-то мистическим повеяло, когда на сцену поднялась певица Июлина Попова (ей присудили III премию). Девушка запросто перешла с древних вокальных практик на зажигательный ритм-энд-блюз, и зрители, поначалу обомлевшие, немного развеселились.

Обладательницы первых двух премий Екатерина Черноусова и Ольга Гайдамак спели русские народные песни. Современный кроссовер—попытка вырастить на крепких корнях традиции плоды новой музыки. И эта попытка оказалась гораздо удачнее бесконечного копирования в «фабричных условиях» поп-звезд, соответствующих европейским стандартам.

Героиня современного кроссовера финалистка шоу «Голос» Тина Кузнецова, заседавшая в жюри конкурса, в этот вечер в составе джаз-бэнда пела народную песню «Стороною дождь». В таком варианте песня показалась круче любых хитов клубной музыки. А когда к Тине Кузнецовой присоединились девчонки из вокального ансамбля «ТеремОК!», чтобы спеть «Кумушки-подруженьки», сидеть на месте оказалось невозможно. Народные напевы, электронные ритмы, Тина в кожаных штанах и с высветленной мальчишеской стрижкой, юные певицы в русских сарафанах и с длинными косами. Тоже крайняя степень музыкального постмодерна.

От повального увлечения рэпом до возвращения к национальным корням. Через дебри джазовой импровизации к простоте фортепианной баллады. Сквозь симфонический рок прямиком к пению а капелла. Кажется, так много сегодня существует всего, что не вполне понятно, что же представляет собой новая музыка. На самом деле все просто: в новой музыке фанера невозможна, в ней важен живой звук и голос.

В завершение, наверное, надо было рассказать о двухчасовом выступлении английского ансамбля Swingle Singers, который еще в 60-е годы прошлого века сделал жанр а капелла популярным у широкой публики. Сегодня коллектив гастролирует в обновленном составе, все вокалисты молоды и талантливы не меньше, чем их предшественники. Но мне кажется, что всемирно известные исполнители в комплиментах не нуждаются.

Поэтому добрые слова, оставленные напоследок, хочется отдать одиннадцатилетней Софье Михайловой, которая приехала к нам из Томска, чтобы исполнить известную песню «Вдоль по Питерской» вместе с оркестром народных инструментов «Лукоморье». В свои юные годы она—солистка Томской областной филармонии и большая поклонница Тины Кузнецовой. Теперь ее мечта сбылась—она спела с Тиной на одной сцене.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (5331) от 30.10.2014.


Комментарии