«Тре крунур»: шведская мечта российских выпускников

Деревянный парусник идет сквозь море огня. Каждый год сотни тысяч людей наблюдают за этим фантастическим по красоте зрелищем, венчающим собой праздник «Алые паруса». Последние девять лет роль гриновского «Секрета» исполняет шведский бриг «Тре крунур».

«Тре крунур»: шведская мечта российских выпускников | Бриг «Тре крунур» на месте традиционной стоянки у Петровской набережной и без алых парусов выглядит не менее романтично. Фото автора

Бриг «Тре крунур» на месте традиционной стоянки у Петровской набережной и без алых парусов выглядит не менее романтично. Фото автора

4Палмер_Ру.jpgВо время его нынешнего прихода на невские берега автор этих строк побывал на судне, познакомился с его капитаном Аланом Палмером и узнал много нового и, прямо скажем, поучительного. В беседе нашей активное участие принимал известный питерский яхтсмен, бывший капитан парусника «Мир», капитан-координатор «Алых парусов» Сергей Тимошков. Именно он в свое время нашел и порекомендовал «шведа» организаторам праздника.

Капитан Палмер - типичный «морской волк»: поджарый, с пронзительным взглядом, обросший седой щетиной. Родом он с Аландских островов - автономной шведоязычной территории Финляндии. Ныне живет в Стокгольме, где у него хороший дом в центре города. Потомственный судостроитель-судовладелец. Бизнес прочный, надежный. Тем более что и руки, и голова у Палмера на месте - с детства владеет всеми кораблестроительными ремеслами, да и по морю ходит, как по суше. Сам может построить яхту и в свое удовольствие кататься на ней по миру. Казалось бы, живи и наслаждайся. Но душа просила большего.

Кому конкретно принадлежала эта идея, сказать сегодня невозможно. Палмер считает, что она просто витала в воздухе, потому что общество до нее дозрело. Швеция - морская страна, и жители ее искони были мореходами. Паруса - это родное, национальное. Парусный спорт - один из самых популярных. Но... современная молодежь как-то подостыла к этому делу. Вековые традиции стали забываться.

У старшего поколения - мореманов по крови - такая ситуация вызвала естественную тревогу. Так и родилась мысль создать общенациональный символ парусных традиций - судно, где молодежь не только будет осваивать науку хождения под парусом, но и прикоснется к своей истории.

В качестве прототипа взяли грузовой бриг образца 1856 года. Проектирование и строительство заняло десять лет. Финансировали проект группа частных лиц и несколько коммерческих структур. Алан был главным строителем. Государство не участвовало никак. Вернее, участвовало лишь тем, что предоставило для верфи место на берегу залива в самом центре столицы, на острове, где с древних времен и строили деревянные корабли.

Как создать деревянное судно по чертежам столетней давности, но так, чтобы оно соответствовало всем современным требованиям безопасности, было одобрено морским регистром и получило разрешение на плавание? На этом, помнится, сломался наш питерский парусник «Штандарт» - построенный группой энтузиастов, что называется, «на коленке», в России он оказался «вне закона»...

Алан признает: проблема серьезная, и на ее решение ушло много времени и сил. Согласовывать с нормами регистра пришлось буквально каждый шаг. И, разумеется, идти на какие-то компромиссы. Да, корпус судна и парусное вооружение - аутентичные, но в конструкции использованы современные материалы и технологические решения. Отнюдь не столетней давности также инженерная «начинка» - канализация, электрика, средства навигации и связи. На борту стоит и вполне приличный дизельный двигатель.

Симбиоз современности и истории получился на редкость удачным. Деревянный корпус судна, уверяет Палмер, не пропускает ни капли воды. Отличными оказались и мореходные качества. В прошлом году разыгрался такой шторм, что стояли паромы, а «Тре крунур» поднял паруса и прошел от Стокгольма до Готланда.

Общая вместимость парусника - 38 человек. Из них шестеро - постоянный экипаж, около пятнадцати квалифицированных волонтеров, остальные - «курсанты». Большую часть из них составляет молодежь, которая не платит ничего - все расходы берут на себя различные коммерческие структуры. Но в плаваниях участвуют (независимо от возраста) и те, кто оплачивает свое путешествие полностью - по 200 евро в сутки. Причем это не пассажиры-бездельники, а такие же «курсанты» - стоят вахты, тягают веревки, лазают на мачты. Люди идут на немалые траты не только для того, чтобы почувствовать вкус моря и настоящей морской работы, но и чтобы посодействовать реализации благородной идеи - сохранению духа нации, ее исторических традиций. Каждый год через эти учебные программы проходят около 200 человек.

Помимо этого - программы экологические, посвященные сохранению Балтийского моря. Судно является подразделением Стокгольмского университета по морской биологии.

Коммерческий ли это проект? Однозначно - нет, заявляет Палмер. Но есть вещи важнее денег. Есть прибыль нематериального характера, которая проявится, возможно, через многие годы...

На воду парусник был спущен десять лет назад. Первым его заграничным рейсом стала гонка до Петербурга в составе регаты The Tall Ships Races. И сразу победа. Почетный кубок Палмеру вручал тогдашний российский премьер Владимир Путин.

Петербург «морского волка», что называется, сразил наповал. И когда вскоре поступило приглашение принять участие в празднике «Алые паруса», он принял его с восторгом. Теперь уже, признается Палмер, без этого он не мыслит жизни.

- Я сам удивляюсь, насколько точным оказалось это попадание, - размышляет Тимошков. - И не только потому, что «Тре крунур» максимально возможный по габаритам для совершения маневров в акватории Невы. Главное, что он, построенный на прекрасных идеях бескорыстия, идеально совпал с концепцией этого праздника.

«Тре крунур» - поистине «народное» судно. Сособственниками его являются несколько тысяч человек. В том числе представители крупного бизнеса, которые и обеспечивают его жизнедеятельность. За эти годы парусник совершил десятки рейсов по Балтике длительностью от нескольких дней до месяца, став поистине любимцем Швеции. Другого такого судна в стране нет. Нет его и в ее ближайших окрестностях.

Финский проект «Хелена» - парусник с аналогичными задачами, но... не исторический, просто красивая современная яхта. Наша «Полтава» - воплощенная история, но... это, по сути, плавучий музей, которому запрещено отходить от причала даже на буксире. Настоящим морским ветром (если, конечно, что-то не перещелкнет в умах наших начальников) его паруса не наполнятся никогда.

Был многострадальный «Штандарт» - и исторический, и мореходный. Но... оказался под запретом и ушел за границу. Там, кстати, к нему никаких вопросов нет - хотя паруснику уже 18 лет, он до сих пор прекрасно ходит по Балтике и за ее пределами, неся на корме российский флаг...

Что нужно, чтобы у нас появился проект, подобный «Тре крунур»? Ведь мы ли не морская держава с колоссальными традициями деревянного парусного судостроения? Не наши ли корабли прошли все моря и океаны, открывая новые острова и даже один материк? Не мы ли должны гордиться морскими победами наших флотоводцев, в том числе, между прочим, и над теми же шведами? Чего же нам не хватает?

Денег? Да ерунда - для наших олигархов это сущие копейки.

Политической воли? И это не проблема - для гораздо более дорогих, но, видимо, более престижных спортивных проектов административного ресурса хватило.

Нужных законов? Да, здесь действительно затык. Нашим законодателям эта тема явно неинтересна. Увы, построить сегодня в России действующий исторический парусник размером больше «маломерного судна» просто нереально. И потому в обозримом будущем благословлять наших выпускников на жизнь светлую будет шведский бриг.

Материал был опубликован в газете под № 114 (6223) от 28.06.2018 под заголовком «Школа «морских волчат».

К «Алым парусам» наша газета подготовила спецпроект, посвященный молодым и перспективным петербуржцам и истории праздника выпускников, которому в 2018 году исполнилось 50 лет.

Кроме того, мы определили победителей нашего литературного конкурса «Под Алым парусом мечты».очинения десяти призеров и итоговый материал, посвященный соревнованию, можно прочитать на нашем сайте.

#Алые паруса #судно #капитан #Швеция

Комментарии