Шинелька швейцара

На эк­ра­нах— фильм «День ду­ра­ка» Алек­санд­ра Ба­ра­но­ва. Кар­ти­на ат­тес­ту­ет­ся как анти­кор­руп­ци­он­ный фильм. И это един­ст­вен­но, что смеш­но.

 Шинелька швейцара | ФОТО   www.kinopoisk.ru<br>Вот они, но­во­яв­лен­ные Иван Алек­санд­ро­вич— швей­цар и Сер­гей Сер­ге­е­вич— кол­лек­тор.

ФОТО www.kinopoisk.ru
Вот они, но­во­яв­лен­ные Иван Алек­санд­ро­вич— швей­цар и Сер­гей Сер­ге­е­вич— кол­лек­тор.

Перед на­ми веч­ный го­го­лев­ский «Ре­ви­зор» на но­вый лад. Хлес­та­ков (Алек­сей Ве­сел­кин) стал швей­ца­ром ка­ко­го-то оте­ля не­да­ле­ко от Крем­ля и на­дел ши­нель­ку с пе­ле­рин­кой. Ма­лень­кий че­ло­ве­чек-с, с го­лу­бы­ми как бы не­вин­ны­ми гла­за­ми. Меч­та­ет ис­клю­чи­тель­но о «баб­ле». По­ка жи­вет в долг, но­чу­ет в ма­ши­не. Не ве­рю, ну да лад­но. До­пус­каю.

За­мы­сел про­дю­се­ров ком­па­нии Bazelevs по­ня­тен и оче­ви­ден. Го­голь по идее Пуш­ки­на со­здал на ве­ка и са­му кол­ли­зию, и ха­рак­те­ры, и об­ра­зы— раз­до­лье ин­терпре­та­то­рам, и не­сколь­ко спек­так­лей на­всег­да во­шли в оте­че­ст­вен­ную куль­ту­ру. Эк­ра­ни­за­ци­ям (1952— «Ре­ви­зор» Вла­ди­ми­ра Пет­ро­ва, 1977— «Ин­ког­ни­то из Пе­тер­бур­га» Ле­о­ни­да Гай­дая, 1982— «Ре­ви­зор» Ва­лен­ти­на Плу­че­ка, 1996— «Ре­ви­зор» Сер­гея Га­за­ро­ва), не­смот­ря на учас­тие блес­тя­щих ар­тис­тов, по­вез­ло мень­ше. Что ес­те­ст­вен­но: клю­чи­ком кри­ти­чес­ко­го ре­а­лиз­ма эта пье­са не от­кры­ва­ет­ся, уро­вень ху­до­же­ст­вен­но­го ра­ди­ка­лиз­ма в та­ком мас­со­вом и до­ро­гом де­ле, как ки­но, по оп­ре­де­ле­нию на по­ря­док ниже, чем в те­ат­ре, и да­же про­сто са­ти­ра га­сит­ся (само) цен­зу­рой.

Со­зда­те­ли «Дня ду­ра­ка» за­гре­ба­ли в пол­но­вод­ной и теп­лой струе рос­сий­ско­го но­во­го ки­но: пере­пев зна­ко­мо­го, осо­вре­ме­ни­ва­ние клас­си­ки, ко­ме­дий­ность вмес­то сар­каз­ма, не­много ед­ких реп­риз, из ко­то­рых пара-трой­ка для поль­зо­ва­те­лей «Фейс­бу­ка»— то есть «для ум­ных». А в це­лом так, что­бы в тит­рах сто­я­ли не толь­ко Ми­нис­тер­ст­во куль­ту­ры и Фонд ки­но, но и «След­ст­вен­ный ко­ми­тет пред­став­ля­ет».

Фильм де­мон­стри­ру­ет, кста­ти, изу­млен­но­му зри­те­лю один из кор­руп­ци­он­ных ме­ха­низ­мов. Глав­но­му «си­ло­ви­ку» райо­на уезд­ный ле­карь, смот­ри­тель учи­лищ и по­пе­чи­тель по бла­го­у­строй­ст­ву не­сут и не­сут в кон­вер­тах, чтоб «пра­виль­но» рас­сле­до­вал кра­жу го­су­дар­ст­вен­но­го иму­ще­ст­ва— то­могра­фа, школь­ных ком­пью­те­ров, асфальтоу­клад­чи­ка... Ин­те­рес­но, это След­ст­вен­ный ко­ми­тет по­де­лил­ся с ав­то­ра­ми сце­на­рия ме­то­ди­кой или он толь­ко раз­ре­шил сей при­мер дей­ст­вий об­на­ро­до­вать, по­ла­гая, что ни для ко­го не сек­рет?..

В кон­це филь­ма мы ви­дим весь­ма дру­же­ст­вен­ный до­прос Ива­на Алек­санд­ро­ви­ча в След­ст­вен­ном ко­ми­те­те лич­но не­без­ыз­вест­ным Вла­ди­ми­ром Мар­ки­ным, ко­то­рый пе­ри­о­ди­чес­ки с эк­ра­на те­ле­ви­зо­ра со­об­ща­ет нам о ка­ких-то со­бы­ти­ях в СКР,— весь­ма дру­же­ст­вен­ный. Не бу­ду рас­кры­вать суть до­про­са, но та­кие лю­ди, как голубо­гла­зый во­риш­ка, по­лу­ча­ет­ся, им очень нуж­ны...

Но до фи­на­ла еще до­жить нуж­но. А это не­лег­ко. Перед пе­тер­бург­ской пре­мье­рой ак­тер Алек­сандр Лы­ков— ему при­шлось иг­рать кол­лек­то­ра Сер­гея Сер­ге­е­ви­ча, ко­то­рый по­сто­ян­но при вер­топра­хе, буд­то Осип, но ни­ка­ко­го внят­но­го об­ра­за не по­лу­чи­лось, и ге­рой не­за­мет­но ухо­дит на го­ри­зонт за не­на­доб­нос­тью ав­то­рам,— ска­зал, об­ра­ща­ясь к за­лу, бук­валь­но од­ну фра­зу: «Ме­ня по­про­си­ли вы­сту­пить от груп­пы, фильм— ни­ка­кой не ше­девр, но ес­ли есть смеш­ные мо­мен­ты, то и хо­ро­шо».

После предыду­щей ра­бо­ты Алек­санд­ра Ба­ра­но­ва— филь­ма «Джен­тльме­ны, уда­чи!»— боль­шо­го ис­кус­ст­ва ждать от это­го по­ста­нов­щи­ка уже не бы­ло ос­но­ва­ний. А ведь он в кон­це 1980-х вхо­дил в зна­ме­ни­тую по той по­ре но­вую вол­ну казах­ско­го ки­но, вмес­те с Ба­хы­том Ки­ли­ба­е­вым по­ста­вил до­воль­но-та­ки за­мет­ные кар­ти­ны— «Трое», «Жен­щи­на дня» и «Клещ». Не го­во­ря уж о том, что Ба­ра­нов и Ки­ли­ба­ев— со­ав­то­ры сце­на­рия куль­то­вой «Иг­лы» Ра­ши­да Нуг­ма­но­ва. Прав­да, и не­удач­но­го про­ек­та «Иг­ла Remix» (2010) то­же... Про­шло чет­верть ве­ка— впо­ру на­ив­но вздох­нуть: ку­да что де­ва­ет­ся?

Пре­зумп­ция не­ви­нов­нос­ти ху­дож­ни­ка сно­ва и сно­ва за­став­ля­ет ме­ня смот­реть филь­мы тех, кто ког­да-то многое обе­щал. Од­на­ко чу­дес не бы­ва­ет. «День ду­ра­ка» не удал­ся ни­чем, на­чи­ная с на­зва­ния, от­сы­ла­ю­ще­го к Пер­во­му ап­ре­ля, хо­тя дей­ст­вие про­ис­хо­дит на сты­ке осе­ни и зи­мы. Ос­нов­ной за­да­чей сце­на­рис­тов— а это сам Ба­ра­нов и Ар­ка­дий Ка­зан­цев при учас­тии Сю­зан­ны Му­а­зен— ста­ло при­спо­соб­ле­ние го­го­лев­ской пье­сы к на­шим дням.

До­пус­каю, что ав­то­ры да­же и стре­ми­лись при­внес­ти в клас­си­чес­кий сю­жет но­вые обер­то­на. На­при­мер, доч­ка го­род­ни­че­го Ма­ша хо­чет сбе­жать от па­пень­ки­ной жиз­ни ку­да гла­за гля­дят. Или вот вмес­то До­бчин­ско­го и Боб­чин­ско­го по­яви­лась па­роч­ка не­от­ли­чи­мых друг от дру­га па­цан­чи­ков, ко­то­рые на­стыр­но вам раз­ма­жут грязь по ма­ши­не или про­да­дут ин­фор­ма­цию по ба­зар­ной це­не. При же­ла­нии мож­но уви­деть тут яв­ный на­мек на ла­тин­ское про­ис­хож­де­ние сло­ва кор­руп­ция: corrumpere— «рас­тле­вать».

Ге­рои филь­ма не ге­рои для зри­те­ля ни в ка­ком раз­ре­зе. Со­чув­ст­во­вать Го­род­ни­че­му— гла­ве ад­ми­ни­стра­ции Мо­хо­ву (Алек­сандр Во­ро­бьев) не при­хо­дит­ся: в нем нет ни­че­го жи­во­го, рав­но как и в дру­гих, ли­шен­ных да­же имен. Это пер­со­на­жи с эле­мен­тар­ной функ­цией: как дать, что­бы с теп­ло­го мес­теч­ка не сле­теть,— вот и все. Со­от­вет­ст­вен­но, и ак­тер­ские ра­бо­ты ни­ка­кие.

Иден­ти­фи­ци­ро­вать се­бя с не­на­вист­ны­ми чи­нов­ни­ка­ми— жу­ли­ка­ми и во­ра­ми средне­ста­тис­ти­чес­кий зри­тель, вы­нуж­ден­ный то и де­ло ко­го-то, про­сти­те, под­ма­зать, то­же не бу­дет. Точ­но так не со­по­став­лял свое по­ве­де­ние с за­маш­ка­ми на­чаль­ни­ков, под­ма­хи­ва­ю­щих ле­вые пла­теж­ки и на­клад­ные, мел­кий вор с пред­при­ятия в со­ветс­кие вре­ме­на, ак­ку­рат­но на­зван­ный тог­да не­су­ном.

И в этом смыс­ле «День ду­ра­ка» то­же ни­как не мо­жет быть на­род­ной ко­ме­дией— как зна­ме­ни­тые «Осо­бен­нос­ти на­ци­о­наль­ной охо­ты» Алек­санд­ра Ро­гож­ки­на. Его му­жич­ки, да, мог­ли что-то умык­нуть, но бы­ли жи­вы­ми и объ­ем­ны­ми, они дей­ст­во­ва­ли, чув­ст­во­ва­ли и да­же многое со­об­ра­жа­ли. Как, впро­чем, и го­го­лев­ские пер­со­на­жи в от­ли­чие от плос­ких ту­пых не­ин­те­рес­ных ку­кол «Дня ду­ра­ка».

За­ме­чу, что пос­лед­нюю по вре­ме­ни на­род­ную ко­ме­дию сде­ла­ли то­же в ком­па­нии Bazelevs. Это «Горь­ко» Жо­ры Кры­жов­ни­ко­ва (2013). Ав­то­ры не по­бо­я­лись са­ти­ры, по­сколь­ку их ге­рои да­же не чи­нов­ный класс, а не­по­сред­ст­вен­но «про­стые лю­ди», но по­ка­за­ны они без от­вра­ще­ния и в уз­на­ва­е­мом, ре­аль­ном сю­же­те. Фильм «Горь­ко-2» (2014) очень хо­тел по­вто­рить ус­пех, но пре­вра­тил­ся в мало­вра­зу­ми­тель­ный па­ноп­ти­кум мон­стров, на­туж­но пля­шу­щих во­круг вы­ду­ман­ных об­сто­я­тельств— не­ар­тис­тич­но, не­смеш­но, не­ум­но.

А те­перь вот и кол­леж­ский асес­сор ре­ду­ци­ро­вал­ся до швей­ца­ра...


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5343) от 19.11.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.