Шинелька швейцара
На экранах— фильм «День дурака» Александра Баранова. Картина аттестуется как антикоррупционный фильм. И это единственно, что смешно.
ФОТО www.kinopoisk.ru
Вот они, новоявленные Иван Александрович— швейцар и Сергей Сергеевич— коллектор.
Перед нами вечный гоголевский «Ревизор» на новый лад. Хлестаков (Алексей Веселкин) стал швейцаром какого-то отеля недалеко от Кремля и надел шинельку с пелеринкой. Маленький человечек-с, с голубыми как бы невинными глазами. Мечтает исключительно о «бабле». Пока живет в долг, ночует в машине. Не верю, ну да ладно. Допускаю.
Замысел продюсеров компании Bazelevs понятен и очевиден. Гоголь по идее Пушкина создал на века и саму коллизию, и характеры, и образы— раздолье интерпретаторам, и несколько спектаклей навсегда вошли в отечественную культуру. Экранизациям (1952— «Ревизор» Владимира Петрова, 1977— «Инкогнито из Петербурга» Леонида Гайдая, 1982— «Ревизор» Валентина Плучека, 1996— «Ревизор» Сергея Газарова), несмотря на участие блестящих артистов, повезло меньше. Что естественно: ключиком критического реализма эта пьеса не открывается, уровень художественного радикализма в таком массовом и дорогом деле, как кино, по определению на порядок ниже, чем в театре, и даже просто сатира гасится (само) цензурой.
Создатели «Дня дурака» загребали в полноводной и теплой струе российского нового кино: перепев знакомого, осовременивание классики, комедийность вместо сарказма, немного едких реприз, из которых пара-тройка для пользователей «Фейсбука»— то есть «для умных». А в целом так, чтобы в титрах стояли не только Министерство культуры и Фонд кино, но и «Следственный комитет представляет».
Фильм демонстрирует, кстати, изумленному зрителю один из коррупционных механизмов. Главному «силовику» района уездный лекарь, смотритель училищ и попечитель по благоустройству несут и несут в конвертах, чтоб «правильно» расследовал кражу государственного имущества— томографа, школьных компьютеров, асфальтоукладчика... Интересно, это Следственный комитет поделился с авторами сценария методикой или он только разрешил сей пример действий обнародовать, полагая, что ни для кого не секрет?..
В конце фильма мы видим весьма дружественный допрос Ивана Александровича в Следственном комитете лично небезызвестным Владимиром Маркиным, который периодически с экрана телевизора сообщает нам о каких-то событиях в СКР,— весьма дружественный. Не буду раскрывать суть допроса, но такие люди, как голубоглазый воришка, получается, им очень нужны...
Но до финала еще дожить нужно. А это нелегко. Перед петербургской премьерой актер Александр Лыков— ему пришлось играть коллектора Сергея Сергеевича, который постоянно при вертопрахе, будто Осип, но никакого внятного образа не получилось, и герой незаметно уходит на горизонт за ненадобностью авторам,— сказал, обращаясь к залу, буквально одну фразу: «Меня попросили выступить от группы, фильм— никакой не шедевр, но если есть смешные моменты, то и хорошо».
После предыдущей работы Александра Баранова— фильма «Джентльмены, удачи!»— большого искусства ждать от этого постановщика уже не было оснований. А ведь он в конце 1980-х входил в знаменитую по той поре новую волну казахского кино, вместе с Бахытом Килибаевым поставил довольно-таки заметные картины— «Трое», «Женщина дня» и «Клещ». Не говоря уж о том, что Баранов и Килибаев— соавторы сценария культовой «Иглы» Рашида Нугманова. Правда, и неудачного проекта «Игла Remix» (2010) тоже... Прошло четверть века— впору наивно вздохнуть: куда что девается?
Презумпция невиновности художника снова и снова заставляет меня смотреть фильмы тех, кто когда-то многое обещал. Однако чудес не бывает. «День дурака» не удался ничем, начиная с названия, отсылающего к Первому апреля, хотя действие происходит на стыке осени и зимы. Основной задачей сценаристов— а это сам Баранов и Аркадий Казанцев при участии Сюзанны Муазен— стало приспособление гоголевской пьесы к нашим дням.
Допускаю, что авторы даже и стремились привнести в классический сюжет новые обертона. Например, дочка городничего Маша хочет сбежать от папенькиной жизни куда глаза глядят. Или вот вместо Добчинского и Бобчинского появилась парочка неотличимых друг от друга пацанчиков, которые настырно вам размажут грязь по машине или продадут информацию по базарной цене. При желании можно увидеть тут явный намек на латинское происхождение слова коррупция: corrumpere— «растлевать».
Герои фильма не герои для зрителя ни в каком разрезе. Сочувствовать Городничему— главе администрации Мохову (Александр Воробьев) не приходится: в нем нет ничего живого, равно как и в других, лишенных даже имен. Это персонажи с элементарной функцией: как дать, чтобы с теплого местечка не слететь,— вот и все. Соответственно, и актерские работы никакие.
Идентифицировать себя с ненавистными чиновниками— жуликами и ворами среднестатистический зритель, вынужденный то и дело кого-то, простите, подмазать, тоже не будет. Точно так не сопоставлял свое поведение с замашками начальников, подмахивающих левые платежки и накладные, мелкий вор с предприятия в советские времена, аккуратно названный тогда несуном.
И в этом смысле «День дурака» тоже никак не может быть народной комедией— как знаменитые «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина. Его мужички, да, могли что-то умыкнуть, но были живыми и объемными, они действовали, чувствовали и даже многое соображали. Как, впрочем, и гоголевские персонажи в отличие от плоских тупых неинтересных кукол «Дня дурака».
Замечу, что последнюю по времени народную комедию сделали тоже в компании Bazelevs. Это «Горько» Жоры Крыжовникова (2013). Авторы не побоялись сатиры, поскольку их герои даже не чиновный класс, а непосредственно «простые люди», но показаны они без отвращения и в узнаваемом, реальном сюжете. Фильм «Горько-2» (2014) очень хотел повторить успех, но превратился в маловразумительный паноптикум монстров, натужно пляшущих вокруг выдуманных обстоятельств— неартистично, несмешно, неумно.
А теперь вот и коллежский асессор редуцировался до швейцара...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5343) от 19.11.2014.
Комментарии