Шекспир из глубинки

Идейный вдохновитель «Невских театральных встреч» актриса и театровед Розалия Самигуллина рассказала: «Нам захотелось представить общую картину любительского театра в России. Поэтому творческое объединение «АП-АРТ» при поддержке комитета по культуре и депутатов Законодательного собрания пригласили коллективы разного возраста и формата: поэтические и пластические, драматические и кукольные... Важно, чтобы фестиваль стал ежегодным, надо дать новый импульс любительскому движению. Когда-то именно в любительстве зарождались яркие авторские идеи».

Шекспир из глубинки  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Театры из глубинки очень активно откликнулись на этот призыв – около шестидесяти коллективов. Экспертный совет отобрал восемнадцать лучших.

В день открытия в Доме актера на Невском волновались и готовились к выступлению многочисленные гости. Объячевский народный театр им. Г. Д. Горчакова из Республики Коми показывал свой спектакль ровно в полдень – задолго до церемонии открытия. Для показа в Петербурге выбрали пьесу современного драматурга Олега Богаева «Марьино поле». В этом театре играют две воспитательницы детского сада, директор сельской школы, ученик 11-го класса... Таким составом приехали в культурную столицу, чтобы рассказать историю трех старушек, которые через много лет после Победы отправились встречать своих погибших на войне мужей.

Эти люди, всю жизнь живущие в маленьком селе Объячево Прилузского района, воссоздали деревенский быт с его неспешным укладом и нездешними ценностями – себя не жалко, а корову жалко. В спектакле звучал патефон, записи мелодий военных лет, романсы, пронзительная «Темная ночь», народные песни, спетые на три голоса с таким надрывом, будто в этих незамысловатых словах вся тайна женской души. Никто этих людей петь не учил, никто их играть не учил, но показали они мир абсолютно подлинный. Присутствовавшие в зале именитые театроведы, члены жюри, были растроганы почти до слез.

Надо было слышать, сколько благодарностей после показа произносили зрители. Молодые говорили о том, что вспомнили рассказы своих бабушек о тяготах войны. Кто-то произнес: «В глубинке больше глубинных чувств». Как же все они любят театральное искусство – беззаветно и всем сердцем.

Режиссер Сергей Чуркин тридцать лет служит в Объячевском народном театре, в Петербурге ему бывать еще не доводилось. За гостеприимство отблагодарили подарками: предметы народного творчества вручили президенту фестиваля Марку Розовскому, председателю оргкомитета Александру Платунову и заслуженному работнику культуры РФ Елене Брун, благодаря которой в Петербурге уже несколько десятилетий держится интерес к любительским театрам. Все выглядели немного смущенно.

Церемония открытия началась с пластической миниатюры студии «Сотворение» из поселка Первомайское Ленинградской области: руки-птицы в белых перчатках, танцующий ангел, неоновый свет... Много было приветственных слов, благодарностей, и наконец – Шекспир!

Молодые артисты из театра «ШкОлА» города Орехово-Зуево Московской области разыграли эмоциональный спектакль «А не замахнуться ли нам...», навеянный творчеством классика мировой драматургии. Все в костюмах, забавно стилизованных под шекспировскую эпоху. Сами придумали сценки, трагические и комические. Декларировали с юношеским пылом: «Она меня за муки полюбила, а я ее за сострадание к ним!». Потом вышли двое парней и заявили: «Быть или не быть? Быть! Быть таким или иным зависит от нас самих». Девочка так спела песню о плакучей иве, что были бы у профессоров Театральной академии красные кнопки, как у наставников шоу «Голос», все бы их нажали. Ребята танцевали старинные танцы, играли на гитаре, упивались своим Шекспиром... Талантливая молодежь в Орехово-Зуеве.

Сидевшая рядом со мной Елена Иосифовна Брун говорила о том, как важно продолжить традиции любительских областных театров, существовавшие в советские времена. На первый фестиваль приехали театры из девяти республик и областей, из шестнадцати городов. Некоторые из них служат примером того, что любительские коллективы могут выбиться в лидеры даже в профессиональном сообществе. Таков народный молодежный театр «Предел» из города Скопина Рязанской области под руководством Владимира Деля (его сын Илья Дель служит в Театре им. Ленсовета и считается одним из самых интересных молодых актеров Петербурга). В прошлом году «Предел» показывал свой спектакль «Красный уголь» на фестивале «Золотая маска». В Петербург артисты привезли спектакль «199 дней до Рождества» – блокадный дневник Юры Рябинкина (он опубликован в «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича).

А народный коллектив театра-студии «ЛДТ» из Луги представил чеховский «Вишневый сад». В труппе играют тридцать человек разных профессий, им от 15 до 50 лет. Видно было, как старательно они репетировали, как бережно отнеслись к чеховской пьесе, сыграть которую мечтают почти все профессиональные актеры, как они верно служат авторскому замыслу и классическому театру, в понимании простых зрителей – театру правдоподобия и сильных чувств.

В театре «Кукольный формат» на Пушкинской, 19, были показаны четыре кукольных спектакля, мастер-класс по кукловождению провела народная артистка России Фаина Костина. Зрители разных возрастов посмотрели сказку о Снежной королеве, понаблюдали за приключениями домовичка и двух друзей Юры Баранкина и Кости Малинина, а также убедились в том, что куклы тоже смеются и плачут.

Физически невозможно было посмотреть все спектакли из Шлиссельбурга, Соснового Бора, Кингисеппа и Выборга, Воронежской, Липецкой, Новгородской областей, Уфы... Но члены жюри, возглавляемого театроведом Еленой Горфункель, все увидели, обсудили и наградили победителей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5549) от 22.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?