Шедевр из Лувра. В Эрмитаже представили картину «Прекрасная садовница»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца в серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» демонстрируется картина из коллекции Лувра. Это «Прекрасная садовница», она же «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», кисти Рафаэля Санти (1483 – 1520).

Шедевр из Лувра. В Эрмитаже представили картину «Прекрасная садовница» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Художник написал эту картину во Флоренции в 1507 или 1508 году. Возле ступни Мадонны есть подпись и дата: RAPHAELLO URB. M.D.VII [M.D.VIII?] (Рафаэль Урбинец 1507 [1508?].

Двадцатилетний Рафаэль приехал во Флоренцию в 1504 году, оставив мастерскую своего наставника Пьетро Перуджино. Он увидел подготовительные рисунки и картоны со сценами битв, которые великие Леонардо да Винчи и Микеланджело разрабатывали для создания фресок зала Совета в палаццо Веккио –  главного зала правительства республики. Впечатление на молодого живописца произвели и другие работы Леонардо. Рафаэль подмечал и впитывал все то новое, что рождалось в местных мастерских. Подтверждением служит техника создания картины. Она написана на доске в так называемой смешанной технике, с использованием темперы и масляной краски. Подобные приемы Санти позаимствовал у своих новых друзей и коллег. В это же время Рафаэль познакомился с творчеством монаха-живописца Фра Бартоломео. Под влиянием его работ пейзаж в картинах урбинца приобрел большую значимость.

Точно неизвестно, для кого была написана картина.

Как рассказывает куратор выставки научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Зоя Купцова, о каких-то заказах Рафаэля известно благодаря воспоминаниям Джорджо Вазари. Эту вещь принято связывать с упоминанием о сиенском заказчике. Им мог быть Филиппо Сергарди, секретарь папы Льва Х. У Вазари есть запись: «...в это время ему пришлось написать картину, которая была отправлена в Сиену и в связи с его отъездом осталась у Ридольфо Гирландайо, который должен был дописать в ней недостававшую синюю одежду».

Принято считать, что картина не была окончена Рафаэлем из-за его поспешного отъезда в Рим, и темный синий мафорий (женское покрывало) дописал его близкий друг Ридольфо Гирландайо.

Неясно также, каким путем картина попала во Францию, и когда появилась в коллекции Франциска I в замке Фонтенбло.

–  Это проблема королевской коллекции Франции, начиная от «Джоконды» Леонардо и многих других вещей, –  говорит Зоя Купцова –  Мы точно знаем всего о нескольких произведениях Рафаэля, которые были дипломатическими подарками и зафиксированы как подарки. Вазари о них упоминал. Об этой вещи –  неизвестно. Вероятно, начиная с Франциска I, она была в королевской коллекции Фонтенбло. Это версия. Одно из косвенных свидетельств –  прекрасная сохранность. Возможно, отношение с пиететом к коллекции Фонтенбло и сохранило ее в таком виде, практически без вмешательств более поздних реставраций.

Традиция вести происхождение «Садовницы» из собрания короля связана с гравюрой Жиля Русселе. В 1793 году она упоминается в инвентарях Лувра. Несомненно одно –  этот шедевр относится к числу первых произведений Рафаэля, оказавшихся во Франции.

Долгое время в коллекции французских правителей картина именовалась «Мария в платье крестьянки», пока коллекционер и знаток искусства Пьер Жан Мариетт в 1720 году не дал ей название «Прекрасная садовница».

Выставка входит в оба маршрута по главному музейному комплексу.


#выставка #Зимний дворец #художник #картина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6976) от 29.07.2021 под заголовком «Прекрасная из Лувра».


Комментарии