Щелкунчик и желтое пианино

Зимние праздники - всегда экзамен для театров. Надо придумать, чем удивить детей и не разочаровать родителей. Истории про Щелкунчика, Морозко и Золушку давно стали неотъемлемой частью новогодних каникул. Отказаться от похода на «Щелкунчика» родителей не заставят даже завышенные цены на билеты.

Щелкунчик и желтое пианино | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

В этом году альтернативу предложил маэстро Александр Канторов, который вместе с петербургским государственным симфоническим оркестром «Классика» организовал исполнение «Щелкунчика» в клубе A2, расположенном на месте бывшего «Полиграфмаша». Заводские трубы на потолке, кирпичные стены, барная стойка у входа - не слишком подходящие декорации для новогодней сказки, но юные зрители с нарядными бабушками и мамами заполнили специально установленный партер.

В зале были полумрак и легкая дымка. Маэстро выбрал самые «хитовые» фрагменты балета, самые любимые и праздничные. Оркестр играл дружно и как всегда эмоционально, но звук даже хорошего клуба совсем не годится для симфонических концертов. Так же как клубная сцена - для балетных спектаклей. Для юных воспитанников Академии русского балета это была возможность выступить перед публикой, кто-то из них, возможно, впервые танцевал на большой сцене. Сначала я подумала: хорошая идея - использовать клубную сцену не только для дебютов молодых рок-групп, но и для танцовщиков. Но, наблюдая за стараниями начинающих балерин, я убеждалась, что каждый жанр искусства требует особых условий и любое нарушение правил должно иметь четкое обоснование - зачем, для кого и почему. Танцевать классический балет в индустриальных интерьерах интересно, но не всегда уместно. Впрочем, звезды вечера лауреаты шоу «Большой балет» Рената Шакирова и Эрнест Латыпов доказали, что заводские трубы классическому искусству не такая уж помеха...

Лучшее развлечение для детей придумали в Александринском театре - здесь прошли «Детские дни на Новой сцене». Хотите верьте, хотите - нет, но сюда даже Деда Мороза со Снегурочкой не позвали. Их заменила пара мимов - две очаровательные актрисы, называющие свой коллектив «мамтеатром». Одна рассказывала, другая показывала, как снимать немое кино. Ребята должны были сами разыграть историю и к тому же изобразить съемочную группу.

Сюжет выбрали сказочный, но типажи были вполне узнаваемые. Рыцарь, принцесса, злодей, король и шут. В сценарии шут не значился, но один мальчик решил, что при короле обязательно должен быть этот персонаж. Всем выдали бумажный реквизит: мечи, короны, кольчуги и даже крылья для птичек, которых изображали самые маленькие участники творческого процесса.

Фоном звучали старый добрый американский джаз и мелодии рождественских песен. Это было так весело - бегать по залу в кольчуге и с мечом за маленькой принцессой, которая, залюбовавшись птичками, попалась в ловушку к злодею... Родители снимали на камеры: сейчас каждый сам себе режиссер. В финале сыграли свадьбу. Никто не смеялся и не смущался, напротив, отнеслись к этому эпизоду со всей серьезностью.

Из всех театральных искусств самый, возможно, требовательный - театр теней. Этот вид зрелищ имеет самые четко выраженные границы, зависит от источника света и дисциплины артистов. В такой театр и предложили поиграть юным гостям на Новой сцене Александринского театра. Начали с самого легкого - показывали руками силуэты собаки и петуха. Потом разыгрывали сценки с участием картонных кукол - артисты театра теней используют плоские фигурки из картона на палочках. Что-то было заранее припасено для такого случая, но остальных куколок пришлось мастерить самостоятельно.

Кажется, родители радовались больше детей. Действительно, это было так необычно и непривычно - особенно для взрослых. А в углу стояло желтое пианино, и каждый желающий мог на нем сыграть. Никто не осмеливался, кроме одной девушки. Она привела на праздник самого крохотного посетителя. Усадила его к себе на колени и сыграла несколько маленьких пьес. Столько в этой музыке было искренних чувств и столько теплоты, что даже мимы замерли от восхищения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5864) от 10.01.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?