Шарж на дирижера

Четыре большие коленкоровые тетради доставили в здание на Сенатской площади из нотной библиотеки Дома радио. Именно там, в одной из его студий, проходили в июле 1942-го репетиции исполнения Седьмой («Ленинградской») симфонии. Странички незатертые, только немного пожелтели. Бросаются в глаза пометки красным карандашом, сделанные дирижером Карлом Элиасбергом.

Шарж на дирижера | Сканирование - только первый этап оцифровки. Затем файлы проходят через специальную обработку несколькими специалистами. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сканирование - только первый этап оцифровки. Затем файлы проходят через специальную обработку несколькими специалистами. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Это тот самый экземпляр, который стоял на пюпитре у дирижера Самуила Самосуда в городе Куйбышеве, где 5 марта 1942 года состоялось первое исполнение симфонии. А затем — у Элиасберга в Большом зале Филармонии, когда 9 августа того же года симфония впервые прозвучала в осажденном Ленинграде.

- Партитура симфонии - в одном экземпляре, - поясняет директор управления радиовещания телерадиокомпании «Петербург» Юрий Радкевич. - Нотные листы для каждого из инструментов хранятся там же - в библиотеке Дома радио.

Многие из них выглядят достаточно непривычно. Дело в том, что пока музыканты в процессе репетиции по час-полтора ожидали своей очереди, чтобы чем-то заполнить паузу, они рисовали на своей партитуре... Например, там есть карикатуры на вышагивающих немецких солдат - наверное, навеянные фрагментами мелодий знаменитых германских маршей, включенных в симфонию Шостаковича. А на одной из партитур есть даже шаржированное изображение Карла Ильича Элиасберга.

Кстати, его фрак, в котором он дирижировал Седьмой симфонией 9 августа 1942 года, хранится в музее «А музы не молчали...».

- Само исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде, без лишнего пафоса, можно приравнять к успешной фронтовой операции, - уверен Радкевич. - Это было не столько событие из мира музыки, сколько важная акция, адресованная как жителям города, его защитникам, так и противнику. Недаром громкоговорители были выведены на передовую и обращены в две стороны: к нам и немцам. Дабы враг содрогнулся от сознания того, что в Ленинграде, который они держали в блокаде уже почти год и, как казалось, обрекли на вымирание, звучит музыка.

Исполнял симфонию сборный оркестр Дома радио и Филармонии. Специально для этого некоторых музыкантов Филармонии даже вернули из эвакуации. После премьеры оркестр исполнил ее на разных сценических площадках Ленинграда. Адреса проведения восьми концертов - дворцы культуры, Дом офицеров - указаны в нотах одного из исполнителей Седьмой симфонии...

- В библиотеку партитура поступила в конце войны. Относились ли к ней как к раритету? Нет, скорее, это был рабочий документ... Вообще, когда мы передавали ее на оцифровку в Президентскую библиотеку, я даже не предполагал, что это вызовет такой интерес и резонанс, - признается Радкевич.

В техническом отношении для отдела сканирования Президентской библиотеки в оцифровке нотной партитуры нет ничего необычного. Приходилось выполнять задачи и посложнее - работать и с древними рукописями, и со старинными книгами, с газетами. Но тут, по словам начальника отдела Сергея Тихонова, случай все-таки особый: одно прикосновение к документу вызывает трепет. Ведь партитура Седьмой симфонии - символ эпохи... Свидетельство таланта Шостаковича и напоминание о подвиге оркестрантов блокадного Ленинграда.

- Мы уже оцифровали немало документов блокадного времени, полностью перевели в цифру «Ленинградскую правду» и «На страже Родины» 1941 - 1945 годов. Заданию по сканированию партитуры Седьмой симфонии сразу был придан срочный характер, - говорит Тихонов. - Всего получилось 274 скана. Работу выполнили за три дня. Сейчас происходит процесс дальнейшей обработки файлов, затем они будут доступны на портале Президентской библиотеки.

Есть надежда на то, что, когда партитура будет доступна широкой публике, откликнутся люди, чьи родственники имели отношение к исполнению симфонии. В планах библиотеки - создать вместе с Домом радио документальную коллекцию, посвятив ее музыкантам, игравшим в его оркестре в годы войны, а также всем сотрудникам Дома радио, участвовавшим в исполнении симфонии.

- По моему убеждению, Дом радио является таким же блокадным символом, как и Дорога жизни, - считает Юрий Радкевич. - В нашем музее есть «блокадная комната» редактора с подлинными предметами - буржуйкой и коптилкой. Такие коптилки освещали в первую военную зиму многие помещения Дома радио, поскольку электричество подавалось только в комнату вещания. Есть у нас и подлинный микрофон того времени - подобного нет даже в Музее связи.

#Президентская библиотека #оцифровка #фонд

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...