Шаман от живописи

«Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль», – писал Василий Кандинский, который вообще любил философствовать, облекая свое творчество в теории и манифесты.

Шаман от живописи | «Композиция VI». ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

«Композиция VI». ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Однако это не иссушало его живопись. До сих пор он играет посредством своих картин на человеческих душах, как на рояле – не простенькие мелодии, а сложнейшие симфонии.

В этом можно убедиться, побывав в Главном штабе, где открылась выставка «Притяжение беспредметности», посвященная 150-летию Кандинского – одного из самых знаменитых русских художников, не уступающих даже сверхпопулярному Малевичу. На выставке, переехавшей в Главный штаб из Третьяковки, картины двух мастеров демонстрируются рядом.

В Третьяковке «Композиции» показывали в маленьком пространстве, погруженном во тьму. Лампы были направлены только на картины, чтобы роскошная живопись Кандинского смотрелась особенно эффектно, как планеты в холодном и бескрайнем космическом пространстве. Помнится, несколько лет назад примерно так показывали в Русском музее в Корпусе Бенуа картины Павла Филонова. Спорный прием. В Эрмитаже, в Главном штабе, не стали прибегать к спецэффектам. Да и живопись Кандинского сама по себе обладает такой запредельной мощью, что не нуждается в них.

«Композиция VI» (Эрмитаж) и «Композиция VII» (ГТГ) Кандинского висят напротив друг друга, между ними – «Черный квадрат» Малевича – тот самый, который в начале нашего века приобрел для музея за миллион долларов Владимир Потанин.

Это ключевые работы русского, а быть может, мирового искусства XX века, появление которых часто сравнивают с открытием атомной энергии. В них – начало абстрактного искусства, двух его главных направлений: геометрического (Малевич) и лирического (Кандинский). Освободившись от диктата реальности, живопись уподобилась музыке. И, хотя Кандинский предостерегал от буквального сравнения его картин с музыкальными произведениями, звуки, по его же признанию, ассоциировались у него с цветами. Труба – с желтым, виолончель, барабан и фанфары – с различными оттенками красного, символизирующего также «внутреннее кипение», а флейта – с синим, цветом покоя или, как писал Гете, чье «Учение о цветах» было настольной книгой Кандинского, с «прелестным ничто».

В обеих его «Композициях», шестой и седьмой, звучит весь симфонический оркестр. Скорее всего, он исполняет что-то из Вагнера. Возможно, тему из «Тристана и Изольды», под которую в фильме Ларса фон Триера «Меланхолия» так красиво и страшно гибнет мир. Или что-то из «Лоэнгрина» – оперы, которая (наряду с картиной Клода Моне «Стог сена») была, по признанию Кандинского, толчком, побудившим его избрать путь художника.

Работая над «Композицией VI», Кандинский думал о Всемирном потопе и без конца повторял, как мантру, на немецком (бывшем для него вторым родным языком) слово Uberflut.

«Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой», – писал он о своем творении.

В «Композиции VII» и вовсе закодированы четыре библейские темы: Судный день, Всемирный потоп, Райский сад и Воскрешение из мертвых.

Если обладать живым воображением и долго всматриваться в картины, можно, наверное, увидеть в этих невероятно красивых сочетаниях клубящихся цветовых пятен и утлое суденышко, которое затягивает в пучину бурных вод, и китов, и трубу ангела, возвещающую Dies irae (день гнева) и призывающую на суд Божий блаженных и проклятых. А можно и не увидеть. Но нельзя остаться равнодушным к этой «громокипящей» нервной энергии, которую вложил Кандинский в свои абстракции.

Если Малевич вниманием музеев не обижен, то большая выставка Кандинского была в Русском музее в последний раз в 1989 году. Громадная ретроспектива мастера «Кандинский и Россия» откроется там 15 сентября. Заметим, что выставку не так давно уже «прокатывали» за границей: она совершила турне по нескольким городам Бразилии. Чуть раньше, в 2014 году, картины Кандинского из коллекции Русского музея ездили в Италию, где была выставка «Кандинский: как шаман».

Эрмитаж, по словам куратора выставки Михаила Дединкина, не ставил перед собой цель показать творчество Кандинского во всем его разнообразии. Важно было показать знаковые работы, с которых в мировой живописи началась новая эра.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (5729) от 24.06.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.