Шаман от живописи

«Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль», – писал Василий Кандинский, который вообще любил философствовать, облекая свое творчество в теории и манифесты.

Шаман от живописи | «Композиция VI». ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

«Композиция VI». ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Однако это не иссушало его живопись. До сих пор он играет посредством своих картин на человеческих душах, как на рояле – не простенькие мелодии, а сложнейшие симфонии.

В этом можно убедиться, побывав в Главном штабе, где открылась выставка «Притяжение беспредметности», посвященная 150-летию Кандинского – одного из самых знаменитых русских художников, не уступающих даже сверхпопулярному Малевичу. На выставке, переехавшей в Главный штаб из Третьяковки, картины двух мастеров демонстрируются рядом.

В Третьяковке «Композиции» показывали в маленьком пространстве, погруженном во тьму. Лампы были направлены только на картины, чтобы роскошная живопись Кандинского смотрелась особенно эффектно, как планеты в холодном и бескрайнем космическом пространстве. Помнится, несколько лет назад примерно так показывали в Русском музее в Корпусе Бенуа картины Павла Филонова. Спорный прием. В Эрмитаже, в Главном штабе, не стали прибегать к спецэффектам. Да и живопись Кандинского сама по себе обладает такой запредельной мощью, что не нуждается в них.

«Композиция VI» (Эрмитаж) и «Композиция VII» (ГТГ) Кандинского висят напротив друг друга, между ними – «Черный квадрат» Малевича – тот самый, который в начале нашего века приобрел для музея за миллион долларов Владимир Потанин.

Это ключевые работы русского, а быть может, мирового искусства XX века, появление которых часто сравнивают с открытием атомной энергии. В них – начало абстрактного искусства, двух его главных направлений: геометрического (Малевич) и лирического (Кандинский). Освободившись от диктата реальности, живопись уподобилась музыке. И, хотя Кандинский предостерегал от буквального сравнения его картин с музыкальными произведениями, звуки, по его же признанию, ассоциировались у него с цветами. Труба – с желтым, виолончель, барабан и фанфары – с различными оттенками красного, символизирующего также «внутреннее кипение», а флейта – с синим, цветом покоя или, как писал Гете, чье «Учение о цветах» было настольной книгой Кандинского, с «прелестным ничто».

В обеих его «Композициях», шестой и седьмой, звучит весь симфонический оркестр. Скорее всего, он исполняет что-то из Вагнера. Возможно, тему из «Тристана и Изольды», под которую в фильме Ларса фон Триера «Меланхолия» так красиво и страшно гибнет мир. Или что-то из «Лоэнгрина» – оперы, которая (наряду с картиной Клода Моне «Стог сена») была, по признанию Кандинского, толчком, побудившим его избрать путь художника.

Работая над «Композицией VI», Кандинский думал о Всемирном потопе и без конца повторял, как мантру, на немецком (бывшем для него вторым родным языком) слово Uberflut.

«Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой», – писал он о своем творении.

В «Композиции VII» и вовсе закодированы четыре библейские темы: Судный день, Всемирный потоп, Райский сад и Воскрешение из мертвых.

Если обладать живым воображением и долго всматриваться в картины, можно, наверное, увидеть в этих невероятно красивых сочетаниях клубящихся цветовых пятен и утлое суденышко, которое затягивает в пучину бурных вод, и китов, и трубу ангела, возвещающую Dies irae (день гнева) и призывающую на суд Божий блаженных и проклятых. А можно и не увидеть. Но нельзя остаться равнодушным к этой «громокипящей» нервной энергии, которую вложил Кандинский в свои абстракции.

Если Малевич вниманием музеев не обижен, то большая выставка Кандинского была в Русском музее в последний раз в 1989 году. Громадная ретроспектива мастера «Кандинский и Россия» откроется там 15 сентября. Заметим, что выставку не так давно уже «прокатывали» за границей: она совершила турне по нескольким городам Бразилии. Чуть раньше, в 2014 году, картины Кандинского из коллекции Русского музея ездили в Италию, где была выставка «Кандинский: как шаман».

Эрмитаж, по словам куратора выставки Михаила Дединкина, не ставил перед собой цель показать творчество Кандинского во всем его разнообразии. Важно было показать знаковые работы, с которых в мировой живописи началась новая эра.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (5729) от 24.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...