Платки и шали всех времен собрали на выставке в Русском музее

Русский музей открыл в Корпусе Бенуа выставку, посвященную одному из любимых предметов женского гардероба во все времена - «Платки и шали в России XVIII - XXI веков».

Платки и шали всех времен собрали на выставке в Русском музее | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Русский музей хранит одну из самых больших в стране коллекций платков и шалей. Их больше тысячи. В пространство одной выставки вместить все невозможно. Представлено почти шесть сотен предметов, зато все самое уникальное. Каждая вещь представляет свое время, фабрику или центр народных художественных ремесел. Каждая - знаковая.

В залах парчовые и золотошвейные платки и покрывала, «колокольцевские» шали, тканые и набивные шелковые, шерстяные и ситцевые платки. Все это бытовало на нашей земле на протяжении трех столетий.

Выставка начинается с самых старых, а значит, самых ценных и редких - платков-ширинок конца XVII века, а завершается вещами начала нынешнего столетия.

Текстиль, декоративно-прикладное искусство сопровождают и поддерживают живопись и графика. Не случайно эпиграфом к повествованию стал портрет купчихи Бориса Кустодиева. Живопись - ориентир для организаторов и публики.

Как говорит куратор - научный сотрудник отдела русского искусства, хранитель фондов текстиля и костюмов Наталия Ковалева, старались привлечь произведения, иллюстрирующие костюмы. В процессе работы происходило и обратное: ориентируясь на живопись, подбирали костюм. В музейных собраниях платки, шали и костюмы хранятся раздельно. Картины - один из источников, по которому «собирают» образ, определяют, как эту шаль или платок женщины носили, как драпировали, каким образом фиксировали на голове. Фотография не всегда приходит на помощь, она появилась поздно.

Несколько костюмов собрали, опираясь на произведения Жерара Делабара. Французский художник работал в России в 1787 - 1810 годах, писал маслом и акварелью городские пейзажи, в основном виды Москвы. Они наполнены многочисленными фигурками гуляющих горожанок, одетых по моде конца XVIII века.

В начале XIX века ни одна женщина не могла выйти на улицу с непокрытой головой. Покрывала канаваты висят вертикально, как картины, чтобы была видна красота орнамента. Первоначально их завозили из Сирии из города Эль-Канават, где в XVII веке был крупный центр шелкоткачества, в России их производство наладили в Коломне. Огромные 2 х 1,5 м покрывала укрывали хозяйку с ног до головы. Носили их, сложив пополам по длинной стороне.

Отдельное пространство выделено знаменитым «колокольцевским» шалям, изготовлявшимся в России в 30-е годы XIX столетия в мастерских помещиков Колокольцевых. Такие шали стоили дорого, позволить себе их могли только представители высших сословий. «Колокольцевские» шали ткались руками крепостных в течение долгого времени. Хозяева мастерских держали богадельни для слепнувших мастериц. В лучших случаях им давали приданое, устраивали замуж.

«Колокольцевских» шалей изготовлено наперечет, в музейных собраниях их немного. Носили их по особым случаям. Эта шаль служила не аксессуаром и даже не венцом костюма, а статусной вещью, в которую вложены немалые деньги, в какой-то мере недвижимость. На выставке одна из самых больших шалей в мире, ее длина почти 4 метра.

Отдельный зал посвящен золотошвейным центрам. В России их было несколько, они отличались приемами, нитями, формами. Золотные платки ткались в монастырских мастерских на заказ на севере и в Нижнем Новгороде. В Нижегородской губернии жили зажиточные купцы и крестьяне, они владели пароходами, промыслами, миллионными состояниями и могли заказывать женам и дочерям роскошные платки.

С появлением станка, который позволил печатать рисунок в больших объемах, химических красителей, менее дорогостоящих, чем натуральные, набивной платок шагнул в народ. С шелковыми и шерстяными ткаными платками произошла та же история. Жаккардовый станок позволил делать их быстро, без затрат здоровья. Они стали частью крестьянского костюма.

На выставке присутствует несколько мемориальных вещей. В их числе «колокольцевская» шаль, которая принадлежала придворной даме Татищевой. На ней сохранилась бирка с надписью «из собрания Татищевой».

На парчовых платках, украшенных растительным орнаментом, органично вписана императорская монограмма: корона и цифры в хаотичном порядке. В процессе подготовки выставки выяснилось, что партия таких платков могла быть создана к свадьбе наследника престола, будущего императора Александра II.

Большая часть костюмов, демонстрирующихся за стеклом витрин, народные, крестьянские. Но есть кое-что из гардероба городского населения - купеческого сословия, духовенства...

Русский музей хранит в основном крестьянский народный костюм. В коллекции всегда чего-то не хватает. К примеру, отсутствует светское платье, на котором можно красиво показать те же «колокольцевские» шали. Четыре таких платья одолжил ГМЗ «Петергоф». Кое-что дал Музей этнографии.

Цель выставки - показать не только коллекцию, но и историю платка и шали. В ее состав не могли не войти изделия Павловопосадской мануфактуры. Их предоставило единственное сегодня в нашей стране крупное предприятие, которое занимается изготовлением платочно-шалевой продукции, - Павловопосадская платочная мануфактура.

Немного места отведено и для современных дизайнеров. Демонстрируются платки сюжетные, тематические, посвященные Петербургу и другим памятным местам России.

Выставка готовилась пять лет. Завершится она в марте, платки и шали надолго уйдут в фонды. Как рассказывает Наталия Ковалева, хранить их сложно. Парчовые нельзя складывать, они пересыхают, им требуется невысокая температура и высокая влажность. Шелк ломается и крошится. Хранят шали и платки, как большемерную живопись, свернутыми на валу, проложенными специальной бумагой.

#выставка #Русский музей #корпус Бенуа #платки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (6355) от 10.01.2019 под заголовком «Шаль с каймой расписной».


Комментарии