Сезон начнется «Баней»

25 и 26 января на Новой сцене Александринского театра состоится первая премьера сезона - спектакль Николая Рощина «Баня», поставленный по пьесе Владимира Маяковского.

Сезон начнется «Баней» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

О премьере и планах на этот сезон рассказали художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин и главный режиссер Николай Рощин.

- Ставят эту пьесу Маяковского довольно редко, - начал Валерий Фокин. - Я помню, пожалуй, только постановку, которую видел в Москве в Щукинском училище. И, конечно, спектакль Валентина Плучека, который много лет шел в московском Театре сатиры. А ведь в «Бане» много такого, что актуально и сегодня.

По словам Николая Рощина, ему вполне понятно, почему ставят редко:

- Это пьеса авангардная, ставить ее очень сложно. «Баня» написана в 1929 году. И там много сиюминутного. Но еще Всеволод Мейерхольд, по заказу которого Маяковский и написал «Баню», заметил, что там есть не только сиюминутное, но и вечное. Основная задача режиссера - вычленить это. И сохранить сюжет, энергию пьесы, ее ритмы и всю мощь Маяковского.

Николай Рощин признался, что его немного гнетет несчастливая судьба пьесы. Спектакль Мейерхольда провалился с треском:

- Это странно, потому что текст гениальный. Хотя существует такой парадокс: чем лучше текст, тем сложнее оказывается постановка.

В роли Победоносикова - заслуженный артист России Виталий Коваленко, а образ Фосфорической женщины воплотит Елена Вожакина. Оба актера тоже присутствовали на встрече с журналистами. В спектакле Мейерхольда Фосфорическую женщину играла Зинаида Райх. Она появлялась в футуристическом костюме, напоминающем комбинезоны космонавтов: все-таки прилетала из 2030 года, который тогда казался далеким будущим. Елена Вожакина предстала перед журналистами в алом костюме вполне современного покроя.

- Она будет в нем и на сцене, - пояснил Николай Рощин. - Ведь для нас 2030 год не будущее, а современность: рукой подать.

После пресс-конференции журналистам представили фрагмент спектакля. Как раз сцену, где чиновники оценивают постановку и делают свои замечания: «Ну конечно, искусство должно отображать жизнь, красивую жизнь, красивых живых людей. Покажите нам красивых живчиков на красивых ландшафтах и вообще буржуазное разложение...», «Да, да! Сделайте нам красиво!».

Режиссер не ставил задачу восстановить конец 20-х годов прошлого века во всех подробностях. Он сделал выбор в пользу вневременности. Потому и в костюмах (художник - Екатерина Копятева) смешиваются разные стили. В пальто и пиджаках чиновников от культуры можно узнать недавнее советское прошлое. Платья без талии, маленькие шляпки-колокол, длинные нити жемчуга, меховые горжетки представляют моду времен нэпа - их шили в мастерских театра по модным журналам конца 1920-х годов. Актеры, изображающие капиталиста и угнетенных рабочих, одеты в комбинезоны, которые напоминают о так называемой прозодежде.

«Баня» - из числа премьер театра, приуроченных к 100-летию революционных событий 1917 года.

- Мы попытаемся средствами театра осмыслить революцию. Ведь это событие перевернуло весь мир, и мы до сих пор ощущаем его последствия, - сказал Валерий Фокин.

25 февраля исполнится 100 лет со дня премьеры спектакля Всеволода Мейерхольда «Маскарад», которая совпала с событиями Февральской революции. Праздновать юбилей этого великого спектакля театр будет 8 и 9 марта. На Главной сцене покажут в эти дни спектакль Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего». 9 марта на Новодевичьем кладбище торжественно откроют надгробие художнику Александру Головину, восстановленное силами Александринского театра. По словам Валерия Фокина, он надеется, что 9-го же состоится его диалог с Римасом Туминасом, который, как известно, тоже поставил «Маскарад» - в Театре им. Вахтангова. Разговор пойдет о спектакле Мейерхольда, театральной метафоре, традициях. Предполагаются также гастроли в Москве, где спектакль Фокина покажут на сцене Большого театра.

На конец февраля намечена премьера спектакля молодого режиссера Андрея Калинина «Марат/Cад», поставленного по пьесе немецкого драматурга Петера Вайса «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актерской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада» (1963). Спектакль состоится на Малой сцене Александринского театра, в седьмом ярусе. Андрей Калинин известен в Петербурге недавней постановкой в ТЮЗе спектакля «Носороги» по пьесе Эжена Ионеско.

Антон Оконешников, который поставил на Новой сцене «Двенадцать» Блока, весной начнет работу над футуристической оперой Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем». Премьера намечена на конец сезона.

Среди «революционных» премьер - «Оптимистическая трагедия» в постановке Виктора Рыжакова по пьесе Вишневского. Возможно, там будут какие-то переклички со знаменитым спектаклем, поставленным в 1950-е годы Георгием Товстоноговым. Этот спектакль в сентябре должен открыть XI международный театральный фестиваль «Александринский».

Пьесу Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» ставит на основной сцене один из лидеров европейского театра Теодорос Терзопулос.

Сам Валерий Фокин в сентябре предполагает приступить к постановке спектакля о молодом Сталине.

- Спектакль не будет выстроенным по хронологии, бытовым и связанным только с биографией Сталина. Там будут сталкиваться, общаться два Сталина - старый и молодой, - немного приоткрыл замысел Валерий Фокин. - Мне интересен материал, хотя я понимаю сложность этой темы. Я хочу просто честного анализа. Интересно понять, как в романтическом юноше, в котором много чего было заложено, мечта о всеобщей справедливости превращается в убеждение «Я - бог, я все могу и мне все позволено».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 {5874} от 24.01.2017.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.