Сезон без амбиций

Сезон-2015/16 еще не во всех театрах окончен, а самые неугомонные петербургские коллективы уже открыли следующий сезон. Обозначены главные события петербургской сцены – «Гамлет» в МДТ и «Гроза» в БДТ. Однако не только эти премьеры запомнят зрители, в памяти сохранятся как дебюты, открытия, прорывы, так и разочарования. Даже несколько явных провалов наблюдалось, что разнообразит унылый в целом пейзаж.

Сезон без амбиций | ФОТО Andrey Kuzmin/shutterstock.com

ФОТО Andrey Kuzmin/shutterstock.com

Театр невозможен без конфликта. Так учат в институте, ссылаясь на авторитет Аристотеля и Гегеля. Но философы едва ли предвидели, что со сцены конфликт перекинется за кулисы, выплеснется за пределы театра, уйдет в народ. Сместится из сферы творческой в область кадровых рокировок.

По весне критики не просто спорили – яростно бранились меж собой, пророча поражение или победу Андрею Могучему. Усидит он в кресле худрука БДТ или будет свергнут – на это впору было тотализатор запускать. Могучий оправдал свою фамилию и репутацию, эффектно завершив сезон «Грозой», одним из лучших своих спектаклей.

Чуть менее громкий конфликт уходящего сезона длится на границе между Ленинградской областью и Петербургом. Театр «На Литейном», исторически прописанный в городе, но в пору планового хозяйствования административно приписанный к областному культурному ведомству, выразил настойчивое желание вернуться в Питер. Покончить, так сказать, с областной судьбой. Театр давно уже урбанизировался и настаивает на оформлении отношений с городом. Этот вулкан то извергает лаву, то затихает, чтобы с новой силой рвануть на телевидение ли, на Марсово ли поле... Временами кажется, что и поводов-то для конфликта нет: области театр не нужен – что не раз было озвучено. Да и исчерпала себя идея театрального окультуривания ферм (ау, где они!) и полевых станов. Не зря же собрат театра «На Литейном» – МДТ – давно уже добился не только федерального, но и европейского статуса.

Вопрос, нужен ли еще один театр городу, стоит острее. Может, и пригодился бы, но бесконечные согласования, дополнительное финансирование, хлопоты с недвижимостью... Наверное, поэтому «бракоразводный» процесс так затянулся.

Зрители еще помнят лучшие времена, когда на «Лес», «Городской романс» или «Потерянные в звездах» было не попасть, когда театр был на взлете, получал государственные и профессиональные награды. Не так уж давно это было... (То, что было давно, сто или пятьдесят лет назад, – тоже полно ярких и славных событий.)

Однако сегодня, когда и зал стал комфортнее, и техническое оснащение обновлено, на творческие успехи это не повлияло. Наспех сколоченные спектакли – вот уж действительно, ни к селу ни к городу – подозрительно напоминают антрепризную халтуру, с которой даже в глухой деревне показаться неприлично. «Примадонны», «Требуется старый клоун» – новинки репертуара поражают махровой провинциальностью. Может быть, Сергея Морозова ввели в заблуждение и попросили подготовить что-нибудь в стиле ретро для прощального «чеса» по сельским клубам? Как же глубоко надо спрятать свои режиссерские амбиции, чтобы столь убого начинать карьеру главы театра?

Всегда считалось, что профессия режиссера – лидерская. Но одно дело быть главным на репетиционной площадке, другое – руководить большим коллективом. Кто и зачем сейчас становится во главе театра? Помнится, несколько лет назад один из претендентов отказался от приглашения в Театр Комедии: «Зачем? Чтобы иметь хорошую зарплату и кабинет с видом на Невский?» Профессионалу с дарованием, характером и репутацией гораздо комфортнее в статусе свободного художника. Взваливать же на себя бремя руководителя госучреждения – для этого надо как минимум иметь некий художественный план, программу. Или теперь это делается просто для карьеры, для денег? А каков механизм замещения должностей? Существует ли какой-то конкурс или все решается где-то под чиновничьим ковром? Сейчас, как известно, время тендеров и котировок. В театре тоже без конкурса шагу не ступить. Лишь на самых ответственных участках, когда речь заходит о творческих лидерах, – никакого конкурса, никакой борьбы творческих проектов. Отсюда перманентные неудачи, кадровые просчеты.

Страдает не только зависший меж городом и областью театр «На Литейном». Театр Ленсовета возглавляет один из самых передовых режиссеров России, лауреат престижных наград, любимец столичной театральной элиты Юрий Бутусов. Однако избранная им дистанционная манера руководства едва ли благоприятна как для труппы, так и для его личного реноме. Помнится, его даже как-то пытались уволить «за прогулы». Тогда театральная общественность грудью встала на защиту художника. А потом засомневалась: стоило ли? Административные неудачи повлекли за собой творческие пробуксовки. Смотришь его спектакли (чаще в Москве, реже в Питере) и видишь, что сооружаются они из одного «лего» режиссерских приемов – легко собрать, легко разломать, расчленить. Чехов с Гоголем такое насилие переживут, возродятся в других талантливых руках. А вот театр деструкции не выносит, от него одни обломки остаются...

Не всем дарованиям дано быть «талантливым во всем». Есть люди, которым излишняя востребованность кружит голову. Так, прекрасный актер и незаурядный режиссер Александр Баргман, меньше двух лет пробыв в должности главного режиссера Театра им. Комиссаржевской, лишь в статусе свободного художника поставил здесь свои лучшие спектакли: первый – «Ночь Гельвера» и последний – «Прикинь, что ты Бог», в которых есть и блестящие режиссерские находки, и выдающиеся актерские работы. Сейчас Баргман возглавил Тюменский театр... Но об этом пусть судят критики Западно-Cибирского региона. Нам же остается считать потери – то от присутствия, то от отсутствия талантливых и ответственных людей.

Питерский климат издавна считается вредным, поэтому никто не удивляется, если режиссеры, потерпевшие неудачу, недовольные собой, общественным резонансом или гонораром, спешно удаляются, куда кто может. Игорь Ларин, в какой-то момент зачем-то взявшийся спасать тот же театр «На Литейном», параллельно «спасал» еще парочку театров.

В Александринке можно обнаружить еще более актуальный пример. Пару лет назад на Новую сцену, возведенную и оснащенную буквально по меркам Андрея Могучего, чуть не с неба свалился – на роль главного режиссера – ничем не знаменитый, никому не известный Марат Гацалов. О подобном театральном пространстве местные авангардисты даже не мечтали, хотя именно они имели право здесь экспериментировать. Но повезло, например, не креативному Этюд-театру, до сих пор скитающемуся по петербургским трущобам, а человеку со стороны, «темной лошадке».

Ему-то, может, и повезло, а старейшему российскому театру не очень. Итог традиционен: несколько невнятных спектаклей с претензией на новые формы и недоученный курс в Институте сценических искусств. Интересно, какой кадровый сюрприз нас ждет осенью?.. Уверена, что перспективная питерская молодежь опять останется не на главных ролях. А может, они в главные и не рвутся?

Кому-то покажется, что речь идет не о театральном сезоне-2015/16, а просто о кадровых приоритетах культурных начальников разного подчинения. Но кадры по-прежнему решают если не все, то многое. И пока их переставляют без видимой логики, надеяться на высокий художественный результат не приходится. Даже во времена, когда градоначальник, назначая Товстоногова главным режиссером БДТ, мог пообещать: «Я сделаю из тебя лучшего дирижера СССР!» – можно было уповать на тщеславие руководства. Сейчас никто не стремится войти в историю каким-то позитивным поступком в этой сфере: открыть талант, построить театр. Общественная ценность театрального продукта упала. Это вам не футбол. Замкнутый круг: если искусство перестает интересоваться жизнью, то и общество вправе скинуть его на обочину.

Чиновники требуют от театров чисто экономических показателей: им подавай посещаемость и доход. Никто не спрашивает: «О чем будете с публикой разговаривать? Каковы ваши творческие амбиции?» Да и зачем спрашивать? Лучший дирижер у нас уже есть, а лучший режиссер... это, наверное, тот, у кого зарплата выше.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5743) от 14.07.2016.


Комментарии