Сестрам больше не нужно в Москву

Юрий Грымов представил публике свою экранную версию чеховской пьесы.

 Сестрам больше не нужно в Москву | Маша (А. Каменкова) и Ирина (И. Мазуркевич) играют нервное ожидание счастья. Но выглядят при этом немного странно.

Маша (А. Каменкова) и Ирина (И. Мазуркевич) играют нервное ожидание счастья. Но выглядят при этом немного странно.

Пьесу «Три сестры» не так уж часто пытались превратить в произведение экранного искусства. Первыми это сделали французы, сняв телефильм в 1960 году. Через четыре года последовала версия Самсона Самсонова. Далее пьеса предстала в оригинальном экранном прочтении Лоуренса Оливье и Маргарет фон Тротта. Довершает не самый длинный перечень версий попытка Сергея Соловьева, сделанная в 1994 году.

Юрий Грымов, думаю, прекрасно был осведомлен и об этих попытках, и о нашумевших сценических версиях «Трех сестер», подписанных именами Немировича-Данченко, Товстоногова, Фоменко, Ефремова, Волчек, Любимова, Некрошюса, Жолдака, Панкова...

Грымов в своей версии знаменитой пьесы перенес время действия в наши дни. Это вряд ли можно считать такой уж дерзостью: на сцене и на экране с чеховскими персонажами уже происходило немало странного. А вот то, что все герои пьесы состарены как минимум на тридцать лет, выглядит куда как большим риском. На ту же эстетическую «мельницу» льет воду и черно-белая гамма пространства картины, практически замкнутого в пределах дома и усадьбы семейства Прозоровых. В качестве оператора выступил сам режиссер.

Перед нами ностальгическая драма о вялотекущей жизни интеллигентного семейства, каждый из членов которого весьма милый человек. Мы видим увяданье жизни и желаний героев, находящихся в пенсионном или предпенсионном возрасте. Только Наташа (Наталья Юра), супруга Андрея Прозорова (Владимир Носик), осталась, как у Чехова, юной - она будто после дискотеки забрела в это прибежище рефлексирующих поборников духовности. Отношение к ней трех сестер - это не выражение конфликта разных уровней этики и культуры. Это образ разрыва между теми, кто жил когда-то в другой стране, и теми, у кого нет подобных воспоминаний и кто чувствует себя вполне адекватно в стране новой.

В фильме не так уж много косметических поправок, адаптирующих произносимый чеховский текст к реалиям наших дней. Самое «дерзкое» здесь слово - «Интернет». А «управа» заменена на «мэрию».

И все, казалось бы, движется в соответствии с фабулой первоначальной драмы. Ольга (Людмила Полякова) тянет лямку на ниве образования, Маша (Анна Каменкова) тяготится браком с Кулыгиным (Александр Пашутин), а Ирина (Ирина Мазуркевич) не знает, что ей делать с тем треугольником любовных переживаний, который образовали вместе с ней Соленый (Александр Балуев) и Тузенбах (Игорь Яцко). Появление полковника Вершинина (Максим Суханов), нового начальника местного военного училища, вроде бы должно все изменить (по крайней мере Антон Павлович на это, кажется, надеялся, когда писал свою пьесу в 1900 году). Но нет...

Интонации остаются прежними, но движения и реплики стали более нервными, и ясно, что бег времени уже никому не остановить. Слова о стремлении в Москву к другой жизни отлетают куда-то на периферию переживаний сестер. Ольга решится на карьерный шаг, став директором гимназии, а Маша и Ирина так и останутся при своих переживаниях и страданиях. И это уже не «тоска по лучшей жизни», а унылая постсоветская «безнадега», и понимаешь, что каждой из этих женщин надо думать не о любви и поцелуях, а о том, какова начисленная государством пенсия.

Сестер еще можно было понять, если бы троица военных предстала перед ними в образе «мужчин мечты» - пусть убеленных сединами, но благородных и держащих спину под ударами судьбы. Но ни Вершинин, ни Соленый с Тузенбахом не выглядят в этой картине военными. Их таковыми только называют, а то, что называется «военной косточкой», в их характерах отсутствует. И тогда потихоньку рассыпается поначалу казавшийся оригинальным замысел режиссера.

Нервное ожидание счастья Анна Каменкова и Ирина Мазуркевич играют виртуозно, но выглядят при этом несколько странно. Непонятно, как Маша могла влюбиться в ТАКОГО Вершинина, и точно так же непонятно и обратное: как Вершинин мог влюбиться в ТАКУЮ Машу? Дуэль же Соленого и Тузенбаха вообще выглядит дико. Не могут эти мужчины в возрасте убивать один другого из-за женщины-ровесницы. Этот Соленый мог, скорее, просто напакостить счастливому сопернику...

Когда казалось, что конструкция фильма Грымова вот-вот рухнет окончательно, на первый план вышел реально чеховский персонаж, чей возраст соответствует тому, что написал классик. Финальное явление Чебутыкина (Игорь Ясулович) обходится без слов про тарабумбию, но те немногие реплики, которые произносит старый доктор, подводят итог всему увиденному в фильме Юрия Грымова. Здесь нет романтической и загадочной мечтательности финальной реплики: «Если бы знать, если бы знать». А есть горькие слова: «Нас нет. Мы не существуем»...

#«Три сестры» #Юрий Грымов #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?