Серп и топор

Музей истории Петербурга открыл в Петропавловской крепости главную выставку в своей серии, посвященной 100-летию русской революции. Она показывает эскизы праздничного оформления города к годовщинам Великого Октября с 1918-го по 1987 год и документальные фотографии, сделанные во время празднований.

Серп и топор | Валентин Гаврилов. «Хоругви праздничные». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Валентин Гаврилов. «Хоругви праздничные». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Основная идея проекта лежит на поверхности. В первые годы после революции создавались шедевры дизайна, вошедшие в учебники. Постепенно оформление упрощалось, и на излете советской власти его сменила банальная обшивка кумачом фасадов и фонарных столбов. Выставка дает возможность увидеть эту трансформацию на лучших образцах каждого времени.

Исходная точка - авангардный эскиз оформления Дворцовой площади к первой годовщине Октября, созданный Натаном Альтманом в авторском повторении 1957 года. Рядом с этим хрестоматийным произведением созданные к этой дате малоизвестные эскизы эмблем Михаила Блоха, искавшего выразительный символ революции: серп и молот, серп и топор, серп и щипцы литейщика.

Интересно сравнить фото 1919 и 1927 годов, сделанные на площади Восстания. Ко второй годовщине Октября памятник Александру III зашили внутрь мощной крепостной башни. У ее подножия пролетарий высекает искры революции. К десятой годовщине архитектор Иван Фомин закрыл конную статую редкой решеткой. Из архивных документов следует, что оргкомитет праздника предлагал автору «уплотнить идею решения», а у казны просил «увеличить ассигнования».

В том же 1927 году в эскизах оформления кинотеатра «Великан» Николай Рутковский возвращается к декоративизму «мирискусников». Тщательно выписанные представители народов всех континентов держат в руках латинскую цифру Х. Но в 1932 году Андрей Оль создает конструктивистское оформление Александровской колонны, превращая ее в башню из фанеры. Тогда же Карина Нелиус придумала супрематическое оформление Мельницы им. Ленина. В станковом искусстве такие опыты были невозможны: партийное постановление о создании единого соцреалистического Союза художников СССР уже принято.

Оставалось, как предложил Иосиф Лангбард, надеть шар на купол Казанского собора и посвятить эту композицию покорению Северного полюса. Или повесить на статую быка около мясокомбината наполеоновскую треуголку и царский крест в знак победы над капиталом и монархией, как видно на архивной фотографии.

Эскизы 1938 года Николая Ефграфова и Алевтины Мордвиновой для райкома и райисполкома Смольнинского района (особняки Кельха и Кочубея на ул. Чайковского) выглядят развеской флагов среди портретов вождей.

Пейзажи Милицы Чарнецкой относятся к 1957 году, к 40-летию Октября украшения были максимально скромными. Отдельный зал отведен эскизам Александра Алымова (тогда главного художника Ленинграда) и Василия Петрова к празднованиям 1967 и 1977 годов. Они почти ничем не отличаются - кумач и портреты вождей.

Это и есть лучшая иллюстрация «застоя». Не был реализован предложенный художниками гигантский проект оформления Университетской набережной с моделями атома, кристаллической решетки, огромными цифрами «1967» с портретом Гагарина.

Финальная точка в государственном праздновании годовщин Октября была поставлена в 1987 году. От нее остались «Хоругви праздничные» Валентина Гаврилова, например, «Берегите памятники искусства!», где автор попытался иронично совместить авангард, ставший классикой, и традиционный лубок. Тридцать лет назад этот праздник мало кто, кроме верных ленинцев-функционеров, воспринимал всерьез.

#юбилей революции #оформление города #выставка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?