Главная городская газета

Серп и топор

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Призраки истории. Путешествие в дом Чистякова в Пушкине

Небольшой деревянный домик в Пушкине хранит свои тайны, несмотря ни на что. Взглянем на него поближе. Читать полностью

Как в Петербурге отметят юбилей Тургенева

В год 200-летия писателя пока не видно ажиотажа со стороны россиян. Но теперь итальянцы осмысляют нрав матушки писателя, американцы проникаются «Месяцем в деревне», а индонезийцы переводят «Первую любовь».С чем это связано? Читать полностью

В Петербурге может появиться памятник Чайковскому

Памятник композитору может быть установлен в Северной столице уже в 2018 году. Имя инициатора установки памятника держится в тайне. Но мы узнали о других деталях установки будущего монумента. Читать полностью

В Петербурге узнали о вокальных талантах императрицы Елизаветы Петровны

В фондах Русского музея обнаружили необычную находку: ноты, по которым пела в придворном хоре императрица Елизавета Петровна. Что нам известно о музыкальных вкусах императрицы? Читать полностью

В Петербурге стартует конкурс вокалистов Образцовой

Более 180 молодых дарований выступят в Северной столице. Сколько продлится конкурс? Подробности в нашем материале. Читать полностью

KREC позволил зайти в свою «голову» на новом альбоме

Петербургский рэпер представил альбом HEAD – второй в этом году и девятый сольный по счёту. Читать полностью
Реклама
Реклама
Серп и топор | Валентин Гаврилов. «Хоругви праздничные». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Валентин Гаврилов. «Хоругви праздничные». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Музей истории Петербурга открыл в Петропавловской крепости главную выставку в своей серии, посвященной 100-летию русской революции. Она показывает эскизы праздничного оформления города к годовщинам Великого Октября с 1918-го по 1987 год и документальные фотографии, сделанные во время празднований.

Основная идея проекта лежит на поверхности. В первые годы после революции создавались шедевры дизайна, вошедшие в учебники. Постепенно оформление упрощалось, и на излете советской власти его сменила банальная обшивка кумачом фасадов и фонарных столбов. Выставка дает возможность увидеть эту трансформацию на лучших образцах каждого времени.

Исходная точка - авангардный эскиз оформления Дворцовой площади к первой годовщине Октября, созданный Натаном Альтманом в авторском повторении 1957 года. Рядом с этим хрестоматийным произведением созданные к этой дате малоизвестные эскизы эмблем Михаила Блоха, искавшего выразительный символ революции: серп и молот, серп и топор, серп и щипцы литейщика.

Интересно сравнить фото 1919 и 1927 годов, сделанные на площади Восстания. Ко второй годовщине Октября памятник Александру III зашили внутрь мощной крепостной башни. У ее подножия пролетарий высекает искры революции. К десятой годовщине архитектор Иван Фомин закрыл конную статую редкой решеткой. Из архивных документов следует, что оргкомитет праздника предлагал автору «уплотнить идею решения», а у казны просил «увеличить ассигнования».

В том же 1927 году в эскизах оформления кинотеатра «Великан» Николай Рутковский возвращается к декоративизму «мирискусников». Тщательно выписанные представители народов всех континентов держат в руках латинскую цифру Х. Но в 1932 году Андрей Оль создает конструктивистское оформление Александровской колонны, превращая ее в башню из фанеры. Тогда же Карина Нелиус придумала супрематическое оформление Мельницы им. Ленина. В станковом искусстве такие опыты были невозможны: партийное постановление о создании единого соцреалистического Союза художников СССР уже принято.

Оставалось, как предложил Иосиф Лангбард, надеть шар на купол Казанского собора и посвятить эту композицию покорению Северного полюса. Или повесить на статую быка около мясокомбината наполеоновскую треуголку и царский крест в знак победы над капиталом и монархией, как видно на архивной фотографии.

Эскизы 1938 года Николая Ефграфова и Алевтины Мордвиновой для райкома и райисполкома Смольнинского района (особняки Кельха и Кочубея на ул. Чайковского) выглядят развеской флагов среди портретов вождей.

Пейзажи Милицы Чарнецкой относятся к 1957 году, к 40-летию Октября украшения были максимально скромными. Отдельный зал отведен эскизам Александра Алымова (тогда главного художника Ленинграда) и Василия Петрова к празднованиям 1967 и 1977 годов. Они почти ничем не отличаются - кумач и портреты вождей.

Это и есть лучшая иллюстрация «застоя». Не был реализован предложенный художниками гигантский проект оформления Университетской набережной с моделями атома, кристаллической решетки, огромными цифрами «1967» с портретом Гагарина.

Финальная точка в государственном праздновании годовщин Октября была поставлена в 1987 году. От нее остались «Хоругви праздничные» Валентина Гаврилова, например, «Берегите памятники искусства!», где автор попытался иронично совместить авангард, ставший классикой, и традиционный лубок. Тридцать лет назад этот праздник мало кто, кроме верных ленинцев-функционеров, воспринимал всерьез.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook