Серп и топор

Музей истории Петербурга открыл в Петропавловской крепости главную выставку в своей серии, посвященной 100-летию русской революции. Она показывает эскизы праздничного оформления города к годовщинам Великого Октября с 1918-го по 1987 год и документальные фотографии, сделанные во время празднований.

Серп и топор | Валентин Гаврилов. «Хоругви праздничные». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Валентин Гаврилов. «Хоругви праздничные». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Основная идея проекта лежит на поверхности. В первые годы после революции создавались шедевры дизайна, вошедшие в учебники. Постепенно оформление упрощалось, и на излете советской власти его сменила банальная обшивка кумачом фасадов и фонарных столбов. Выставка дает возможность увидеть эту трансформацию на лучших образцах каждого времени.

Исходная точка - авангардный эскиз оформления Дворцовой площади к первой годовщине Октября, созданный Натаном Альтманом в авторском повторении 1957 года. Рядом с этим хрестоматийным произведением созданные к этой дате малоизвестные эскизы эмблем Михаила Блоха, искавшего выразительный символ революции: серп и молот, серп и топор, серп и щипцы литейщика.

Интересно сравнить фото 1919 и 1927 годов, сделанные на площади Восстания. Ко второй годовщине Октября памятник Александру III зашили внутрь мощной крепостной башни. У ее подножия пролетарий высекает искры революции. К десятой годовщине архитектор Иван Фомин закрыл конную статую редкой решеткой. Из архивных документов следует, что оргкомитет праздника предлагал автору «уплотнить идею решения», а у казны просил «увеличить ассигнования».

В том же 1927 году в эскизах оформления кинотеатра «Великан» Николай Рутковский возвращается к декоративизму «мирискусников». Тщательно выписанные представители народов всех континентов держат в руках латинскую цифру Х. Но в 1932 году Андрей Оль создает конструктивистское оформление Александровской колонны, превращая ее в башню из фанеры. Тогда же Карина Нелиус придумала супрематическое оформление Мельницы им. Ленина. В станковом искусстве такие опыты были невозможны: партийное постановление о создании единого соцреалистического Союза художников СССР уже принято.

Оставалось, как предложил Иосиф Лангбард, надеть шар на купол Казанского собора и посвятить эту композицию покорению Северного полюса. Или повесить на статую быка около мясокомбината наполеоновскую треуголку и царский крест в знак победы над капиталом и монархией, как видно на архивной фотографии.

Эскизы 1938 года Николая Ефграфова и Алевтины Мордвиновой для райкома и райисполкома Смольнинского района (особняки Кельха и Кочубея на ул. Чайковского) выглядят развеской флагов среди портретов вождей.

Пейзажи Милицы Чарнецкой относятся к 1957 году, к 40-летию Октября украшения были максимально скромными. Отдельный зал отведен эскизам Александра Алымова (тогда главного художника Ленинграда) и Василия Петрова к празднованиям 1967 и 1977 годов. Они почти ничем не отличаются - кумач и портреты вождей.

Это и есть лучшая иллюстрация «застоя». Не был реализован предложенный художниками гигантский проект оформления Университетской набережной с моделями атома, кристаллической решетки, огромными цифрами «1967» с портретом Гагарина.

Финальная точка в государственном праздновании годовщин Октября была поставлена в 1987 году. От нее остались «Хоругви праздничные» Валентина Гаврилова, например, «Берегите памятники искусства!», где автор попытался иронично совместить авангард, ставший классикой, и традиционный лубок. Тридцать лет назад этот праздник мало кто, кроме верных ленинцев-функционеров, воспринимал всерьез.

#юбилей революции #оформление города #выставка

Комментарии