Сергей и Сергей о скупости и богатстве

Юбилейный бенефис Сергея Лейферкуса в Михайловском театре стал одновременно и монографическим вечером оперного творчества Сергея Рахманинова. За дирижерским пультом был Михаил Татарников.

Сергей и Сергей о скупости и богатстве  | ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой театра

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой театра

Два Сергея – Рахманинов и Лейферкус удивительно помогли друг другу: один – предоставив благодатный музыкальный материал, другой – став инициатором отменного просветительского проекта. Среднестатистический, в меру образованный слушатель, конечно, знает о существовании «Алеко» – первой оперы Рахманинова, выпускника Московской консерватории. Но о наличии в творческом багаже автора знаменитых фортепианных концертов еще двух завершенных опер – «Скупого рыцаря» и «Франчески да Римини» – знает, увы, скромное меньшинство. Ни та ни другая не имеют здесь сценической жизни на протяжении многих десятков лет. И непонятно почему.

Написанные композитором на заре карьеры в начале 1900-х в модном одноактном «формате», уловившем не только ускоренный бег времени, но и стремительно усложняющиеся экономические условия бытования больших опер, «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» предвосхитили многие достижения Рахманинова-симфониста. В них нет никакой симфонической экономии – сплошное расточительство терпких тембров, упругих ритмов, эффектных мелодических рисунков. Рахманинов не умел экономить. Впрочем, новаторство этих одноактных опер и заключалось в тщательном отборе выразительных средств.

В опере «Алеко», написанной по «Цыганам» Пушкина, завершающий свое академическое образование студент Рахманинов не стеснялся опираться на классиков – Глинку, Бизе, Сен-Санса, Чайковского. На вечере Лейферкуса эта опера прозвучала наиболее уязвимо, наименее художественно. Причиной тому стала, вероятнее всего, ошибочная убежденность исполнителей, главным образом дирижера и оркестра, в слишком хорошем знании материала. А потому была утрачена бдительность. Номера сменяли один другой, сшитые грубыми белыми нитками. Подчас терялась какая-либо взаимосвязь, в результате чего получилось дефиле образов разной степени колоритности и смысловой наполненности. Был прекрасен романс молодого цыгана в исполнении тенора Бориса Степанова, арии Земфиры и Алеко в исполнении сопрано Татьяны Рягузовой и виновника вечера Сергея Лейферкуса. Но певцы даже не успевали вживаться в образы, словно не придавая значения «и без того хорошо известной классике».

Зато и «Скупой рыцарь», и особенно «Франческа да Римини» оказались для слушателей откровениями. Поражала одержимость, с какой дирижер, оркестр, хор и солисты вслед за композитором передавали удушающую атмосферу человеческой скупости. Дирижер Михаил Татарников очень зримо плел во вступлении оркестровую ткань, словно паутину в мрачных подземельях Барона. Сергей Лейферкус известен в этой опере прежде всего по видеозаписи спектакля с Глайндбурнского фестиваля под управлением Владимира Юровского. Он словно вспомнил своих многочисленных героев-злодеев и добавил пугающих красок эдакого Кащея Бессмертного.

Юбиляр в монологе Барона явил исполнительский шедевр – манифест бесплодного, а потому лишенного всякого смысла богатства. В искусстве интонирования равных баритону Лейферкусу трудно найти не только в России, но и в мире. Он не произносил – он высекал пропеваемые слова. Дар лицедейства позволяет ему блестяще воплощать отрицательных персонажей, создавая скульптурные образы «высокой литературы».

«Франческа да Римини», завершавшая памятный вечер, стала его кульминацией. Не в последнюю очередь виновницей успеха стала сопрано Анна Нечаева. Ее голос завораживал своей красотой, редким сплавом силы и мягкости, ровностью звучания и драматической насыщенностью.

Партией уродливого Ланчотто Малатесты, властителя Римини, Сергей Лейферкус завершил галерею оперных портретов героев, обиженных судьбой, а потому вставших на путь зла и разрушения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (5681) от 13.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...