Сергей и Сергей о скупости и богатстве
Юбилейный бенефис Сергея Лейферкуса в Михайловском театре стал одновременно и монографическим вечером оперного творчества Сергея Рахманинова. За дирижерским пультом был Михаил Татарников.

ФОТО Стаса ЛЕВШИНА предоставлено пресс-службой театра
Два Сергея – Рахманинов и Лейферкус удивительно помогли друг другу: один – предоставив благодатный музыкальный материал, другой – став инициатором отменного просветительского проекта. Среднестатистический, в меру образованный слушатель, конечно, знает о существовании «Алеко» – первой оперы Рахманинова, выпускника Московской консерватории. Но о наличии в творческом багаже автора знаменитых фортепианных концертов еще двух завершенных опер – «Скупого рыцаря» и «Франчески да Римини» – знает, увы, скромное меньшинство. Ни та ни другая не имеют здесь сценической жизни на протяжении многих десятков лет. И непонятно почему.
Написанные композитором на заре карьеры в начале 1900-х в модном одноактном «формате», уловившем не только ускоренный бег времени, но и стремительно усложняющиеся экономические условия бытования больших опер, «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» предвосхитили многие достижения Рахманинова-симфониста. В них нет никакой симфонической экономии – сплошное расточительство терпких тембров, упругих ритмов, эффектных мелодических рисунков. Рахманинов не умел экономить. Впрочем, новаторство этих одноактных опер и заключалось в тщательном отборе выразительных средств.
В опере «Алеко», написанной по «Цыганам» Пушкина, завершающий свое академическое образование студент Рахманинов не стеснялся опираться на классиков – Глинку, Бизе, Сен-Санса, Чайковского. На вечере Лейферкуса эта опера прозвучала наиболее уязвимо, наименее художественно. Причиной тому стала, вероятнее всего, ошибочная убежденность исполнителей, главным образом дирижера и оркестра, в слишком хорошем знании материала. А потому была утрачена бдительность. Номера сменяли один другой, сшитые грубыми белыми нитками. Подчас терялась какая-либо взаимосвязь, в результате чего получилось дефиле образов разной степени колоритности и смысловой наполненности. Был прекрасен романс молодого цыгана в исполнении тенора Бориса Степанова, арии Земфиры и Алеко в исполнении сопрано Татьяны Рягузовой и виновника вечера Сергея Лейферкуса. Но певцы даже не успевали вживаться в образы, словно не придавая значения «и без того хорошо известной классике».
Зато и «Скупой рыцарь», и особенно «Франческа да Римини» оказались для слушателей откровениями. Поражала одержимость, с какой дирижер, оркестр, хор и солисты вслед за композитором передавали удушающую атмосферу человеческой скупости. Дирижер Михаил Татарников очень зримо плел во вступлении оркестровую ткань, словно паутину в мрачных подземельях Барона. Сергей Лейферкус известен в этой опере прежде всего по видеозаписи спектакля с Глайндбурнского фестиваля под управлением Владимира Юровского. Он словно вспомнил своих многочисленных героев-злодеев и добавил пугающих красок эдакого Кащея Бессмертного.
Юбиляр в монологе Барона явил исполнительский шедевр – манифест бесплодного, а потому лишенного всякого смысла богатства. В искусстве интонирования равных баритону Лейферкусу трудно найти не только в России, но и в мире. Он не произносил – он высекал пропеваемые слова. Дар лицедейства позволяет ему блестяще воплощать отрицательных персонажей, создавая скульптурные образы «высокой литературы».
«Франческа да Римини», завершавшая памятный вечер, стала его кульминацией. Не в последнюю очередь виновницей успеха стала сопрано Анна Нечаева. Ее голос завораживал своей красотой, редким сплавом силы и мягкости, ровностью звучания и драматической насыщенностью.
Партией уродливого Ланчотто Малатесты, властителя Римини, Сергей Лейферкус завершил галерею оперных портретов героев, обиженных судьбой, а потому вставших на путь зла и разрушения.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (5681) от 13.04.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии