Сергей Екимов: Мы сохраняем традиции певческой культуры

В этом году Хор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова отмечает 100‑летие со дня основания. К славной дате был приурочен праздничный концерт хоровой музыки «Собрание песен сих» в Большом зале Филармонии им. Д. Д. Шостаковича. После концерта обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» Светлана РУХЛЯ побеседовала с художественным руководителем хора, заслуженным деятелем искусств России, композитором и дирижером, лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга, профессором Сергеем ЕКИМОВЫМ.

Сергей Екимов: Мы сохраняем традиции певческой культуры | ФОТО Леонида ТОРОПОВА/предоставлено пресс-службой Консерватории

ФОТО Леонида ТОРОПОВА/предоставлено пресс-службой Консерватории

— Сергей, давайте начнем разговор с ремонта в Консерватории. Хор звучит великолепно. Как вы работаете все эти годы?

— Мы находимся не в нашем историческом здании больше 10 лет, но, к счастью, у нас есть достаточно большой класс для репетиций. Хотя должен отметить, что во всем этом есть свой плюс. Когда хор репетирует в хорошей акустике, дирижеру кажется, что все отлично, а когда исполнители сидят без всякой акустической помощи, им надо более внимательно, более скрупулезно работать. Попадая в концертный зал или в храм, мы понимаем, насколько важна была работа в классе. Можно сказать, что при подготовке хормейстеров нынешние условия даже идут на пользу.

Но, конечно, очень хочется вернуться! Здание делается по последнему слову техники, и это будет одна из самых современных консерваторий на территории Европы. Есть надежда, что ремонт завершится к 1 сентября 2026 года и мы откроем новый учебный год в родном доме.

— Новая эпоха принесла новые веяния во все сферы жизни и творчества. Что‑то изменилось в хоровом репертуаре, исполнительской манере?

— Конечно. Сегодня расстановка хора необязательно должна быть классической, она может быть ансамблевой или хористы могут быть «разбросаны» по сцене. Возможно пение в разные стороны — это все работа с акустикой. Существует определенная режиссура выступ­ления, так как хочется показать, на что хор способен. Иногда подобные вещи заложены в самой партитуре. Появляются молодые хормейстеры, которым интересно попробовать что‑то необычное.

— Мне очень понравилась прог­рамма нынешнего концерта. Она была идеально сбалансирована, и все очень четко стилистически было исполнено.

— Хотелось показать произведения композиторов-классиков XX столетия и наших современников. Программа должна быть воспитательной для студентов и просветительской для публики. Важно не только показать образцы хорошей музыки, но и в процессе подготовки научиться исполнению и русской духовной музыки, и музыки современной. Ведь стилистика Арно Пярта, 90‑летие которого отмечается в этом году, совершенно не схожа со стилистикой Дмитрия Смирнова, например. Это разные музыкальные миры, и нужно зара­зить ребят, чтобы они прочувствовали и поняли, что вот сейчас мы поем Чеснокова, сейчас Слонимского, а сейчас — Фалика. Здесь мы сталкиваемся с магической аурой Шнитке, а в контрасте существует «Божественная литургия» Чайковского… В концерте были собраны очень разные произведения. Нужно, чтобы, работая с хором, студенты-хормейстеры могли реализовывать любые свои замыслы и хор звучал при этом стилистически безупречно. В течение года хор исполняет такое количество произведений, что можно издать несколько альбомов.

— Для меня стало откровением сочинение Николая Голованова, дирижера Большого театра, — «Свете тихий», посвященное Сергею Рахманинову.

— Голованова-композитора мы только начинаем открывать! Он был известен как дирижер, был четырежды лауреатом Сталинской премии первой степени за концерт­но-исполнительскую деятельность и за оперные спектакли «Борис Годунов», «Садко» и «Хованщина». А после его смерти оказалось, что у него есть великолепная духовная музыка, которую он писал «в стол». Целые тома роскошной духовной музыки!

— В концерте вы отдали дань памяти вашему предшественнику на посту хормейстера Валерию Успенскому и вашему учителю Юрию Фалику, класс композиции которого вы окончили в Петербургской консерватории. Прозвучало и ваше сочинение. Ваши хоровые опусы хорошо известны. Не было желания написать оперу?

— Может быть, когда‑нибудь напишу оперу, но сейчас я работаю в тех жанрах, которые востребованы. Мне постоянно заказывают крупные произведения — кантаты, оратории, много музыки для хора, духовную музыку. Иногда ситуации к чему‑то подталкивают. В ноябре мы выступали в Череповце в кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. Там состоялся большой концерт духовной музыки «Хоровой собор»: по кругу стояли двенадцать хоров и исполняли по очереди духовную музыку. А потом я открыл Акафист, стал читать и сразу подумал, что напишу на его текст музыку и посвящу этому храму.

— Хоровые концерты не теряют популярности. Вы чувствуете это на своих концертах?

— И на своих, и на чужих. Как художественный директор международного фестиваля хорового искусства «Поющий мир», я знаю, что залы всегда полные. Наш фестиваль призван сохранять традиции хоровой певческой культуры, и, судя по всему, нам это удается.

Читайте также:

«Время меняется быстрее театра»: интервью с директором театра музкомедии Юрием Шварцкопфом

Антон Лубченко: Знали бы вы, сколько неизвестной ещё музыки в «Лебедином озере»


#Сергей ЕКИМОВ #интервью #хор #Консерватория имени Римского-Корсакова

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (8055) от 12.12.2025 под заголовком «Мы сохраняем традиции певческой культуры».


Комментарии