Серенады без дирижера

Сегодня знаменитый пианист Денис Мацуев выступит с камерным оркестром «Вена — Берлин» в Большом зале петербургской Филармонии. В программе их петербургского концерта (входящего в мировое турне, стартовавшее неделю назад в венском Музикферайне) – музыка Моцарта, Чайковского и Шостаковича. Денис МАЦУЕВ рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, почему зарубежные музыканты любят приезжать в Петербург и почему без любви не бывает хорошей музыки.

Серенады без дирижера | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Вы впервые выступите с камерным оркестром «Вена — Берлин». Впервые о нем узнает и российская публика. Чем лично вас заинтересовал этот новый коллектив?

– Этот ансамбль, выступающий без дирижера, состоит из солистов Берлинского и Венского филармонических оркестров, которые собираются, как у нас говорят, по большим праздникам исполнять камерную музыку. Вам, наверное, известно, что представляют собой два этих великих оркестра? Возьмите по десять лучших солистов от каждого из них – и вы получите уникальное звучание, которое я бы назвал бриллиантовым. Гастрольные турне у них проходят раз в несколько лет, и традицией стало выбирать для их выступлений солиста, ими были такие знаменитости, как скрипачка Анне-Софи Муттер и бас-баритон Томас Квастхофф. Для меня будет большой честью выступить с этим оркестром. Наши концерты будут записываться компанией «Дойче граммофон», которая выпустит диск.


– Россия на карте их выступлений появилась благодаря вам?

– Когда я узнал, что в гастрольном турне оркестра «Вена – Берлин», состоящем из концертов в 15 столицах мира, нет России, я подумал, что надо исправить эту несправедливость, и решил организовать им выступления в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Оренбурге. Российские слушатели должны услышать это бриллиантовое качество. Для меня огромной радостью будет то, что этот оркестр с его рафинированным звучанием включил в свою программу не только Маленькую ночную серенаду Моцарта, но и Струнную серенаду Чайковского, и Первый фортепианный концерт Шостаковича.


– Сколько у вас получается концертов в году?

– В моем графике 220 концертов в год, и они только прибавляются.


– Какое место в этом графике занимает Россия?

– Процентов тридцать, это одно из приоритетных направлений. Гастроли по нашей стране составляют очень важную часть моей жизни помимо участия в деятельности фонда «Новые имена». Туда мы отбираем молодые таланты со всей страны, даем мастер-классы, по итогам которых вручаем стипендии и занимаемся этой новой командой.

Плюс фестивали «Крещендо», «Звезды на Байкале» в Иркутске, во французском городке Анси. Готовится еще один очень яркий большой фестиваль в Европе.


– Вы выступили недавно и на фестивале «Лики современного пианизма» в Концертном зале Мариинского театра...

– Благодаря старанию Валерия Гергиева Петербург стал уникальной концертной площадкой. Ни одна столица в мире не может даже представить, что за год-два здесь публика знакомится с новыми именами, которые буквально у нее на глазах превращаются в полноценных солистов. В Москве такое невозможно: для того чтобы на тебя ходила публика, нужно положить от семи до десяти лет. Здесь же все происходит внезапнее. Я обожаю Петербург.


– Как часто вы учите новые программы?

– Если включить статистику, у меня 44 концерта с оркестром и 18 сольных программ, и останавливаться я не собираюсь. В год, как правило, выучиваю два новых концерта и одну сольную программу. Вы будете смеяться, но я очень мало играю Шопена, не сложились у меня с ним пока доверительные отношения при всей пианистичности и романтичности его музыки. Я могу хоть завтра сыграть его двадцать четыре этюда, двадцать четыре прелюдии и один фортепианный концерт, но пока не выношу их на сцену, потому что чувствую, что той свободы, химии, того контакта, как в Рахманинове, Листе, Бетховене, Шумане, пока нет. Не могу найти ключик, чтобы у нас возникла любовь, страсть. А без любви невозможно выходить на сцену. Вот сейчас у меня начался период Брамса, я уже везде сыграл Первый концерт, сейчас начинаю играть Второй. Так что до Брамса я дозрел, с ним получается общаться на одном языке, как я мечтал. А вот с Шопеном пока нет.


– А современную музыку часто исполняете?

– В следующем году буду играть «Турангалилу» Мессиана в Париже под управлением Пьера Булеза. Современную музыку я играю, и немало. Концерт Шнитке, например, исполнял с Английским камерным оркестром, с оркестром «Вена – Берлин». Мне даже несколько странно, почему его редко играют. Возможно, мода прошла. Но у Шнитке есть уникальные мелодии. Взять, к примеру, его музыку к кинофильму «Экипаж», в которой гениально передано предвосхищение катастрофы. Шнитке – гений. Его фортепианный концерт производит какой-то уникальный эффект на людей, прежде не слышавших классическую музыку. Вячеслав Артемов пишет для меня музыку. Надеюсь, Родион Константинович Щедрин напишет еще один, уже седьмой, концерт. Кшиштоф Пендерецкий сочинил новый концерт с абсолютно шопеновскими фразами, вернувшись к мелодии. К слову, мне кажется, что слушатель должен уходить с концерта, запомнив хотя бы одну мелодию.


– На мой взгляд, современную музыку должны исполнять исключительно одаренные музыканты, чтобы не отвратить от нее публику навсегда.

– Все зависит от того, кто проводник музыки. Я считаю, что даже не слишком гениальную музыку можно сыграть так, чтобы публика получила мощный заряд. Но должен заметить, что современную музыку легче исполнять, чем романтическую: ее легко «поймать», легче играть с энергетической точки зрения. А вот, например, Третий концерт Рахманинова, где задействованы совершенно другие средства «доставания» звука, междунотие, тишина, паузы, легато романтическое, сыграть физически сложнее.


– Ученики у вас есть?

– Нет, это пока совсем не мое... Просятся, но я отказываю. У меня был опыт нескольких мастер-классов, которые заканчивались моими сольными концертами. Я начинал объяснять, но, не зная, как точнее сказать, просто начинал играть. Как добиться хорошего звука я, может быть, и сам не знаю – это же тоже искусство. Да и нельзя совмещать концертную деятельность с педагогикой. Если же заниматься, то только с талантом. Потому что из середняка нет смысла вытягивать музыканта – только испортишь судьбу. Мне приходится много общаться с детьми, с «искорками» — как я их называю. Конечно, родители многих хотят, чтобы ребята уже завтра выступали в Карнеги-холле. И важно не испортить психику, не убить ребенка своими неверными мечтаниями, не отвратить от музыки, от инструмента. Хотя должен заметить, что поколение 11 – 12-летних обладает уникальной свободой и рациональностью. Они знают, что им достаточно позаниматься два-три часа, чтобы осталось время сходить в театр или кино, почитать книгу, заняться спортом. Потому что можно ничего не добиться и за десять часов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 087 (5460) от 19.05.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.