Серебро вернулось в Царское

Музей-заповедник «Царское Село» получил в дар предметы, принадлежавшие учителю французского языка детей последнего российского императора Николая II, наставнику наследника цесаревича Алексея Пьеру Жильяру (1879 — 1962). Чайный комплект и набор столовых предметов (всего 34 наименования) передала музею племянница Жильяра — Франсуаза Годе, которая живет в Женеве.

Серебро вернулось в Царское | ФОТО предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Царское Село»

ФОТО предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Царское Село»

Эти вещи, изготовленные мастерами фирмы И. Е. Морозова — поставщика императорского двора, подарила учителю великая княжна Анастасия Николаевна.

Оба набора сохранились в оригинальных дубовых футлярах, на крышке каждого — металлическая накладка с гравированной монограммой «ПЖ» (Пьер Жильяр) и надписью 1-er Janvier 1909 de la part de S. A. I. Madame la Grande Duchesse Anastasie Nicolaevna.

Вензель «ПЖ» выгравирован и на каждом предмете. В наборе чайного комплекта — чайник, сахарница, молочник, вилочка, сервировочная ложка, щипцы и ситечко. В наборе столовых предметов — вилки, ложки, ножи и половник.

Заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт отмечает, что вещи интересны и важны музею по нескольким причинам. Во-первых, это мемориальные предметы, связанные с членами и ближайшим окружением семьи Николая II, с великой княжной Анастасией и ее учителем Жильяром. Во-вторых, комплекты — экспонаты для Александровского дворца с примечательной историей, еще одна деталь из жизни последнего владельца Царского Села.

В столовом наборе Жильяра изначально было по восемь (а не по двенадцать, как обычно) ложек, вилок и ножей. Госпожа Годе рассказала о семейном предании, объясняющем неполный состав. Великая княжна начиная с 1909 года дарила своему учителю по одному столовому комплекту в год, успев, таким образом, к 1916 году подарить только восемь приборов, состоявших из ложки, ножа и вилки.

Предметами с собственной монограммой, выгравированной кириллицей, Пьер Жильяр не успел попользоваться в России. Не пользовался он ими и в Лозанне, храня дары как память об императорской семье и своей ученице.

В этом году дочь его сестры 85-летняя Франсуаза Годе, получившая от дяди два комплекта серебра, приехала из Женевы в Лозанну, где хранились семейные реликвии, чтобы лично передать их представителю ГМЗ «Царское Село».

Год назад другая племянница Пьера Жильяра, не имевшего собственных детей, Мари-Клод Жильяр-Кнехт подарила музею вещи, принадлежавшие супруге Жильяра Александре Александровне Теглевой (1884 — 1955) — «старшей комнатной девушке», воспитывавшей великих княжон: часы торгового дома «Павелъ Буре», подаренные ей императрицей Александрой Федоровной, и брошь, которую Теглева получила в дар по случаю 300-летия дома Романовых в 1913 году.

Пьер Жильяр и Александра Теглева добровольно отправились за семьей Николая II в ссылку в Тобольск. Затем переехали в Екатеринбург, но в Ипатьевский дом не были допущены и отправлены обратно в Тобольск. В 1920 году через Владивосток они эмигрировали в Европу. В 1922-м Пьер Жильяр и Александра Теглева поженились. Жили в Лозанне, родном городе Жильяра.

Документы, имеющие отношение к Жильяру и Теглевой, сейчас хранятся в Фонде Пьера Жильяра библиотеки кантонального университета (BCU) Лозанны.

Передача дара музею оказалась возможной благодаря инициативе и помощи преподавателя университета Лозанны нашей соотечественницы Ирины Сергеевны Ивановой.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5338) от 12.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?