Серебро вернулось в Царское

Музей-заповедник «Царское Село» получил в дар предметы, принадлежавшие учителю французского языка детей последнего российского императора Николая II, наставнику наследника цесаревича Алексея Пьеру Жильяру (1879 — 1962). Чайный комплект и набор столовых предметов (всего 34 наименования) передала музею племянница Жильяра — Франсуаза Годе, которая живет в Женеве.

Серебро вернулось в Царское | ФОТО предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Царское Село»

ФОТО предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Царское Село»

Эти вещи, изготовленные мастерами фирмы И. Е. Морозова — поставщика императорского двора, подарила учителю великая княжна Анастасия Николаевна.

Оба набора сохранились в оригинальных дубовых футлярах, на крышке каждого — металлическая накладка с гравированной монограммой «ПЖ» (Пьер Жильяр) и надписью 1-er Janvier 1909 de la part de S. A. I. Madame la Grande Duchesse Anastasie Nicolaevna.

Вензель «ПЖ» выгравирован и на каждом предмете. В наборе чайного комплекта — чайник, сахарница, молочник, вилочка, сервировочная ложка, щипцы и ситечко. В наборе столовых предметов — вилки, ложки, ножи и половник.

Заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт отмечает, что вещи интересны и важны музею по нескольким причинам. Во-первых, это мемориальные предметы, связанные с членами и ближайшим окружением семьи Николая II, с великой княжной Анастасией и ее учителем Жильяром. Во-вторых, комплекты — экспонаты для Александровского дворца с примечательной историей, еще одна деталь из жизни последнего владельца Царского Села.

В столовом наборе Жильяра изначально было по восемь (а не по двенадцать, как обычно) ложек, вилок и ножей. Госпожа Годе рассказала о семейном предании, объясняющем неполный состав. Великая княжна начиная с 1909 года дарила своему учителю по одному столовому комплекту в год, успев, таким образом, к 1916 году подарить только восемь приборов, состоявших из ложки, ножа и вилки.

Предметами с собственной монограммой, выгравированной кириллицей, Пьер Жильяр не успел попользоваться в России. Не пользовался он ими и в Лозанне, храня дары как память об императорской семье и своей ученице.

В этом году дочь его сестры 85-летняя Франсуаза Годе, получившая от дяди два комплекта серебра, приехала из Женевы в Лозанну, где хранились семейные реликвии, чтобы лично передать их представителю ГМЗ «Царское Село».

Год назад другая племянница Пьера Жильяра, не имевшего собственных детей, Мари-Клод Жильяр-Кнехт подарила музею вещи, принадлежавшие супруге Жильяра Александре Александровне Теглевой (1884 — 1955) — «старшей комнатной девушке», воспитывавшей великих княжон: часы торгового дома «Павелъ Буре», подаренные ей императрицей Александрой Федоровной, и брошь, которую Теглева получила в дар по случаю 300-летия дома Романовых в 1913 году.

Пьер Жильяр и Александра Теглева добровольно отправились за семьей Николая II в ссылку в Тобольск. Затем переехали в Екатеринбург, но в Ипатьевский дом не были допущены и отправлены обратно в Тобольск. В 1920 году через Владивосток они эмигрировали в Европу. В 1922-м Пьер Жильяр и Александра Теглева поженились. Жили в Лозанне, родном городе Жильяра.

Документы, имеющие отношение к Жильяру и Теглевой, сейчас хранятся в Фонде Пьера Жильяра библиотеки кантонального университета (BCU) Лозанны.

Передача дара музею оказалась возможной благодаря инициативе и помощи преподавателя университета Лозанны нашей соотечественницы Ирины Сергеевны Ивановой.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5338) от 12.11.2014.


Комментарии