Истории людей в космосе на выставке в KGallery
Дверь в комнату приоткрыта. В комнате темно, освещена лишь сама дверь, исписанная какими-то формулами, чертежами. Как узнаем из аннотации, это расчеты полета Земля - Луна - Земля.
Фото: Дмитрий Соколов
Инсталляция Надежды Анфаловой посвящена Юрию Кондратюку, который еще в 1920-е годы издал книгу «Завоевание межпланетных пространств». Его труд использовался в американской лунной программе «Аполлон». В KGallery открылась выставка «Космос. Истории людей», которая должна рассказать нам о тех, кто работал ради мечты о покорении космического пространства.
- Почему мы решили сделать такой неожиданный для нас, обычно показывающих русскую живопись начала XX века, проект? - объясняет руководитель галереи Кристина Березовская. - На эту мысль нас натолкнуло знакомство с Галиной Андреевной Балашовой, которая стала одной из героинь этой выставки. Ей 85 лет, она живет в Королеве. Много лет работала на космос, разрабатывала интерьеры космических кораблей и орбитальных станций «Салют», «Мир», космическую символику. Но в России о ней мало кто знает, ведь деятельность всех, кто работал на космос, до недавнего времени была засекречена. И мы решили рассказать о судьбах маленьких людей в большом космосе. Их - тысячи.
Среди них - Борис Черток, который разрабатывал техническое оборудование кораблей, спутников и космических станций. Космонавт Лев Воробьев - вечный дублер прославленных космонавтов, сам так ни разу и не побывавший в космосе. Олег Газенко, запустивший в космос десятки животных.
На стенах - редкие фотографии самого ученого и милых беспородных собачек, принесенных в жертву космосу. Лайка, Белка, Стрелка, множество других - и тех, кто благополучно пережил полет на орбиту, и тех, кто погиб. Как человек, любящий животных, я подумала о жестокости и неэтичности этих экспериментов. Но, оказывается, ученые, работавшие с собаками, тоже любили их. Например, Олег Газенко взял к себе домой вернувшуюся из космоса собачку Жульку, она прожила у него 14 лет.
Люди приносили в жертву и самих себя. На выставке есть еще одна инсталляция с темной комнатой. Только вот оттуда не льется серебристый лунный свет. Я заглянула через иллюминатор в двери, а зайти не рискнула - из-за клаустрофобии. Крошечная комната больше похожа на тюремную камеру с нарами и поржавевшим холодильником.
Инсталляция посвящена секретному эксперименту, который проходил в советское время в Институте медико-биологических проблем.
Готовя выставку, куратор Ирина Коган побывала в этом институте, где ей рассказали удивительную историю о трех мужественных людях.
- В 1967 году в институте исследовали возможность полета на Марс. Три добровольца согласились в течение всего года находиться в закрытом помещении площадью 12 квадратных метров. За ними вели наблюдение врачи. Сотрудница института Лада Лекай предоставила «Журнал дежурного врача», который вы можете увидеть на выставке. В нем записи, фиксирующие физические параметры испытуемых. А есть пометки о психологическом состоянии.
Есть на выставке и тексты самих добровольцев. Один из них записал, что боялся реально сойти с ума. Запомните имена этих отважных людей: врач Герман Мановцев, техник Борис Улыбашев и биолог Андрей Божко.
- Мы не знаем, почему они согласились участвовать в эксперименте, - говорит Ирина Коган. - По его результатам было доказано, что полет на Марс возможен.
Сегодня много обсуждают американского предпринимателя Илона Маска, который представил план колонизации Марса. Знайте же, что и наши ученые не оставили эту мечту. На базе института до сих проводятся схожие эксперименты, как недавний «Марс-500».
На выставке есть экспонаты из московского Мемориального музея космонавтики. Настоящий скафандр, побывавший в космосе. Сверкающий искусственный спутник Земли, который висит под потолком в одном из залов галереи, как авангардная люстра. И произведения современных художников на тему космоса из коллекции Геннадия Плискина и Екатерины Андреевой. Это работы Георгия Гурьянова, Тимура Новикова, Дениса Прасолова. Выделяется образ Гагарина, созданный Сергеем Шутовым. Лицо первого космонавта, озаренное знаменитой улыбкой, окружено какими-то яркими трепещущими лепестками. Или это звездные лучи? Идея художника заключалась в том, чтобы показать Гагарина как сверхяркую звезду минувшего века.
Материал был опубликован в газете под №104 (6213) от 14.06.2018 под заголовком «Серебрит простор Луна».




Комментарии