Сердце помнит боль утрат

Необычную выставку с привычным названием «Память о войне: мысли и образы» представил Музей политической истории России. Пять петербургских художников поколения тридцатилетних, которые стали победителями специального конкурса, посвященного 70-летию Победы, выставили свои работы в музейном саду.

Сердце помнит боль утрат  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как сообщила нашей газете Светлана Ходаковская, главный хранитель музея и автор идеи выставки, «меня интересовал совершенно конкретный вопрос, волнуют ли молодежь, молодых творцов проблемы войны. Признаюсь, ответов на объявленный в июне конкурс долго не было. Потом пришло сразу 10 предложений. Выбранные работы показывают, что художники, кстати, все с серьезным академическим образованием, серьезно относятся к вопросу борьбы и справедливости. Каждый отвечает на него по-своему».

Важным требованием к участникам конкурса было создание произведения не для стерильных музейных залов, а для общественного пространства, для случайного зрителя. Такие работы принято называть public art. «Память о войне» продолжила серию подобных выставок, которые музей организовал в 2009 – 2012 годах: «Образы советских вождей: Реальность. Утопия. Критика», «Л. Н. Толстой – вчера и сегодня», «Тайны города». Музей политической истории России пытается выйти за пределы собственных стен, дает возможность обществу поспорить с художниками, может быть, получить ответы, которые люди ищут. Как говорит Ходаковская, если музей «выходит на улицу», то, вспоминая тютчевские строки «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», готов выслушивать и объяснять.

Все пять объектов расположены во впервые открытом для посетителей после реконструкции музейном сквере между особняками В. Э. Бранта и М. Ф. Кшесинской. По фотографиям воссоздана историческая планировка с прогулочными дорожками, воссоздан фонтан. В часы работы музея любой человек, проходя по улице Куйбышева, имеет возможность свободно зайти в сад, выбрать свой собственный маршрут. Посетитель избавлен не только от необходимости покупать билет, но и от решения вопроса, надо ли ему в данный момент идти в музей.

В инсталляции скульптора Дмитрия Федина «А. П. Маресьев» (на снимке) висят в воздухе спинки больничных кроватей и гипсовые лонгеты. Как сказал автор на открытии выставки, он стремился рассказать про всех, кто воевал в Великую Отечественную, попал в госпиталь и вернулся в строй. Художник Илья Овсянников признается, что серия из нескольких картин создана им под воздействием антифашистского романа Курта Воннегута «Мать Тьма». Кто виновен в ужасах нацистских концлагерей – те, кто отдавал бесчеловечные приказы, или те, кто их выполнял?

Александра Овчинникова в объекте «Инь-Ян» напомнила о древнем символе противоположностей. В прозрачном женском теле-манекене спрятано множество «детей». Кто-то в будущем станет сестрой милосердия, а кто-то пойдет безжалостно убивать.

«Неопределенность» Антонины Фатхуллиной – фигура человека из сваренных алюминиевых лент, которые выглядят трепещущими на ветру, – это образ современной информационно-политической войны, в условиях которой человек не в состоянии понять и осмыслить попадающий к нему вал противоречивой информации.

Финальная точка выставки – скульптура «Сердце» Алана Хатагты. Искалеченное, израненное сердце человека, измученного войной как физически, так и духовно. Сердце, помнящее тяготы войны, боль утрат, знающее великую цену Победы.

Выставка «Память о войне: мысли и образы» открыта до 23 сентября 2015 года.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (5530) от 26.08.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?