2Vtzqv4Hz9U

Семейные спектакли. Как живет театр Кarlsson Haus

— Приходите к трем часам. Вход через окно, рядом с афишницей, — сказали мне, когда я позвонила в театр Кarlsson Haus, чтобы договориться о встрече с его директором Анной Павинской. «Наверное, вход рядом с окном», — подумала я. Но оказалось, что действительно в театр можно попасть через окно, поднявшись на несколько ступенек. Что ж, ведь и Карлсон заходил к Малышу через окно. Если же вам не хватает ловкости или голова кружится, можно зайти со двора через дверь.

Семейные спектакли. Как живет театр Кarlsson Haus | Сцена из спектакля «Ваня»./ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Сцена из спектакля «Ваня»./ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Karlsson Haus — один из первых в Петербурге негосударственных театров для детей. Он возник в 2006 году. Сейчас в Петербурге примерно 80 так называемых негосов — негосударственных независимых театров. И постоянно появляются новые. В чем причина? Может быть, в мощных традициях андеграунда, неофициального искусства, заложенных еще в те времена, когда город назывался Ленинградом?

Анна Павинская считает, что отчасти дело в «гении места»:

— Сам город вдохновляет. В образе Петербурга есть некая двойственность, которую не раз отмечали писатели и художники. С одной стороны — парадные фасады, дворцы, величественные панорамы, а за ними — дворы-колодцы. На мой взгляд, они не менее прекрасны, но это другой мир, другая эстетика.

Есть и еще одна важная причина, которая объясняет расцвет негосов в Петербурге. Институт сценических искусств (бывшая Театральная академия) ­выпускает большое количество людей творческих специальностей, которые стремятся реализовать себя здесь. Нередко бывает так, что театр организуют артисты, учившиеся на одном курсе и не захотевшие расставаться. Например, из актерского курса когда‑то вырос театр Григория Козлова «Мастерская», сейчас это уже большой государственный театр. Можно назвать также Городской театр, Малый театр кукол, коллектив «Площадки 51», совсем молодой театр FULCRO…

Кроме того, Петербург — единственный город в России, где независимые театры могут получить субсидию от комитета по культуре на показ и постановку ­спектаклей. Субсидия существует уже более десяти лет и, конечно же, очень помогает развитию негосударственных театров.

А как же выживают негосударственные театры Москвы?

— По-разному. Кто‑то существует на выручку от продажи билетов, кого‑то поддерживают спонсоры, существует несколько федеральных грантов на поддержку культурных проектов… А, например, петербургский Плохой театр существует только на пожертвования, оставленные зрителями после спектак­лей, билеты они не продают. ­Собранные на показах ­спектаклей средства тратят на следующую постановку, сотрудники театра зарабатывают где‑то в других местах. Субсидия комитета по культуре не те деньги, на которые негосударственные театры живут, но она помогает им развиваться.

Представители негосударственных театров говорят, что быть независимым трудно. Но ведь трудности — это плата за свободу. Вы ­согласны?

— Везде есть свои плюсы и минусы. Конечно, негосударственным театрам сложно выживать, денег всегда не хватает. Но при этом — свобода творчества и коллектив единомышленников. Нет людей, которые приходят просто ради стабильной зарплаты, нет тех, кто сидит с 9.00 до 18.00 и ждет окончания рабочего дня. У нас потрясающая команда, сплоченный профессиональный коллектив, мы все разделяем ответственность за наш театр и невероятно любим то, чем занимаемся. Это больше, чем просто работа. У нас нет госзаданий, никто не говорит, сколько премьер мы должны выпустить. Если созрел проект, который нам интересен, мы начинаем работу, если нет, можем чуть‑чуть ­подождать, взять паузу. В творческой сфере это важно.

В вашем репертуаре спектакли для публики самого разного возраста?

— Сейчас да. Начинали мы в 2006 году с детских ­спектаклей. Первым был «Мой Карлссон». А спустя несколько лет у нас по­явился первый спектакль для подростков. Поставил его приглашенный из Минска режиссер Алексей Лелявский. Сейчас в репертуаре уже несколько его постановок: «Ваня», Wanted Hamlet, «Биография»… Спектакль «Одиссей», который он поставил ­вместе с Александром Вахрамеевым в 2014 году, получил премию «Золотой софит» и был номинирован на «Золотую маску».

«Ваня» — лауреат и «Золотого софита», и «Золотой маски» в номинациях «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа актера» в театре кукол.

С какого возраста можно приучать детей к театру?

— У нас есть спектакль для детей от двух лет — «Цыпленок». Его поставила Екатерина Ложкина, она же сделала инсценировку по мотивам одноименной сказки Корнея Чуковского. Он идет всего полчаса, дольше малышам уже сложно усидеть на месте.

На мой взгляд, для первого посещения театра важно не только камерное, уютное пространство, но также и способность актеров удерживать внимание маленьких зрителей, точно подобранный материал. Мы стараемся ставить спектакли для семейного просмотра, чтобы они захватывали не только детей, но и у взрослого не возникло ощущения, что он просто исполнил родительский долг. Лучший комплимент, когда родители говорят, что вернулись в детство.

В новой драматургии для детей и подростков нередко затрагиваются сложные, подчас болезненные темы. Насилие в семье и вообще в жизни, одиночество, буллинг, смерть близкого человека… Еще недавно детей старались ограждать от подобных тем.

— Мне кажется, ограждать — это неправильный подход. Даже с маленькими детьми можно разговаривать на серьезные темы. Другое дело, что нужно найти подход, подобрать слова. Не надо бояться.

Одна из ваших недавних громких премьер для взрослых — спектакль «Электровоз ВЛ10», который поставила Марина Солопченко. Как вы выбираете режиссеров?

— В нашем театре есть своя труппа, своя администрация, а вот главного режиссера или художественного руководителя нет. Все режиссеры — приглашенные. Мы смотрим спектакли, которые идут в городе, на фестивалях в других городах и странах, выбираем тех, кто близок нашему театру по духу и стилю. А бывает и так, что режиссеры сами обращаются к нам с предложениями. Так было и с Мариной Солопченко. Она — известная актриса, но решила попробовать себя в режиссуре. Один из ее спектаклей — «Три сестры. Игра в солдатики» по пьесе Чехова и биографии сестер Бронте можно увидеть в театре «Мастерская».

Работаете ли вы с современными драматургами?

— Да, работаем. Спектакль «Электровоз ВЛ10» поставлен по текстам известного автора ­Дмитрия Данилова. А «Сказки Шута и Короля» — по пьесе современного драматурга Настасьи Филипповой, которую она написала специально для нас, взяв за основу сюжеты песен группы «Король и Шут». Режиссер Кирилл Люкевич назвал жанр спектакля «хоррор-мюзиклом».

Сегодня вообще сложно представить себе кукольный театр в традиционном смысле слова — с ширмой, прячущимися за ней актерами… Преобладает синтетический театр, где и живые актеры, и куклы, и предметы.

Что касается детского репертуара, часто инсценировки на основе книг пишут сами режиссеры. Это позволяет лучше адаптировать материал под режиссерский замысел, более полно использовать актерский потенциал.

В репертуаре есть ­спектакль «Пой, Юсси, пой!» по книгам шведского писателя Свена ­Нурдквиста, «День, когда я встретил кита» по книге британского писателя Бенджи Дэвиса, «Фрог и Тод» по книгам американца Арнольда Лобеля, «Муми-тролль и шляпа волшебника» по мотивам сочинений Туве Янссон…

Какие премьеры можно ждать в ближайшее время?

— Мы сейчас готовим спектакль для детей и подростков «Зверский детектив» по мотивам одноименной книги Анны Старобинец, премьера запланирована на сентябрь. А ставить его будет Екатерина Ложкина, режиссер ­спектаклей «Я — Эмиль из Леннеберги», «Цыпленок», «Мама Му. Счастливая корова» и многих других.


#театр #спектакль #дети

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (7200) от 30.06.2022 под заголовком «Через окно — в детство».


Комментарии