Семейная сага на триста страниц. Подробнее об «Атаке мертвецов» Тимура Максютова

Тимур Максютов пишет много и печатается часто. С 2016 года, когда вышла «Офицерская баллада», первая его сольная книга, он успел издать четыре романа, несколько десятков рассказов и повестей, сборник малой и средней прозы в соавторстве с Ольгой Рэйн, заявил о себе на страницах журналов «Дружба народов» и «Новый мир», написал то ли шесть, то ли восемь книг для детей. И все это, что называется, без отрыва от основной службы в металлургической отрасли. В «Атаке мертвецов» автор снова рассказывает историю о русских офицерах, разворачивающуюся на фоне гибнущей империи. Только живут герои пятого романа Максютова уже не во второй половине 1980-х, как в «Офицерской балладе», а в самом начале XX века.

Семейная сага на триста страниц. Подробнее об «Атаке мертвецов» Тимура Максютова | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Коля Ярилов, Николай Иванович Ярилов. Русский дворянин, офицер, сын офицера и брат офицера. Полиглот. Многообещающий химик. Активный участник революционных событий 1905 года. Герой Первой мировой войны. Один из немногих выживших во время легендарной Атаки мертвецов 24 июля 1915 года, когда 13-я рота 226-го Землянского полка, оборонявшая крепость Осовец, остановила немецкое наступление, несмотря на то что противник применил отравляющие газы. Умирая на ходу, выкашливая разъеденные хлором легкие, русские солдаты пошли в штыковую и отбили атаку - хотя и полегли почти поголовно.

Николай - образцовый офицер эпохи рыцарственных войн, опоздавший родиться и живущий в столетии, когда слова «честь», «благородство», «достоинство» стремительно обесцениваются, теряют вес. Понятно, что сами по себе «рыцарственные войны», а уж тем более представление о благородстве средневековых баталий, - плод фантазии поздних европейских романтиков. Но род Яриловых вырос на этом мифе - и по мере сил старался соответствовать ему, несмотря на все испытания безжалостного XX века.

Николай появился на свет в семье военного инженера и получил имя в честь казака, который ценой своей жизни спас Ярилова-старшего во время замирения взбунтовавшихся текинцев на окраине империи. Мать умерла родами, отец вечно пропадал на службе, старший брат - в кадетском и пехотном училище, так что воспитывали Колю женщины: тетка по материнской линии и домработница Ульяна, мастерица на все руки. Может быть, именно поэтому мальчик с детства грезил воинской службой, по примеру старших мужчин мечтал стать защитником Отечества, главной опорой державы - вопреки собственной слабости, насмешкам ровесников и тяжелому увечью, полученному в детстве в результате глупого несчастного случая.

Парадокс в том, что именно война отняла у Николая главное - а череда революций, которых не было бы без трагических вестей с фронтов, довершила дело. Любимый старший брат погиб где-то среди сопок Маньчжурии, штурмуя японский укрепрайон, отец вызвался добровольцем на Тихоокеанский флот и сгинул во время Цусимского разгрома вместе с частью русской эскадры. Гимназист Коля видел, как сменяются разочарованием и апатией ура-патриотические восторги первых дней Русско-японской войны, стоял среди рабочих, вышедших в Кровавое воскресенье, чтобы донести до царя правду об истощенных мобилизацией городах, готовил бомбы для покушения на членов августейшей фамилии, ответственных за эту «маленькую победоносную войну». Но когда через несколько лет грянула Первая мировая, Николай - уже не мальчик, а молодой мужчина, талантливый химик и завзятый франт - приложил все силы, чтобы записаться в действующую армию. И в итоге оказался в осажденном Осовце как раз накануне легендарной газовой атаки...

Роман Тимура Максютова - семейная сага-light. История семейства Яриловых с конца XIX века до 1917 года включительно, неразрывно связанная с историей Российской империи, ужата здесь до трехсот пятидесяти страниц: страшно подумать, сколько томов написал бы об этом, например, Алексей Иванов. Взросление Николая, преодоление себя, любовь, предательство, гибель родных - все это укладывается в несколько десятков небольших динамичных главок, в каждой из которых конфликт доведен до предельной остроты. При этом большая часть книги посвящена именно детским и подростковым годам главного героя: о том, какие перемены произошли в его жизни с 1905 года по 1915-й и с 1915-го по 1917-й, автор рассказывает бегло, буквально на бегу, в телеграфном стиле.

Именно через эту подростковую оптику мы видим и те события, что происходили с другими мужчинами из рода Яриловых. Взгляд не то чтобы инфантильный - это слово все-таки из другого словаря, - но по-детски наивный, то восторженный, то проникнутый трагическим пафосом. Настоящая война - с ее смертью, кровью, грязью, вшами и дизентерией, всеобщей растерянностью и некомпетентностью, нечеловеческой усталостью, безразличием и холодным цинизмом смертников - просачивается в этот мужественный героико-романтический мир капля по капле, но постепенно разъедает его изнутри.

Автор оставляет своего героя накануне Октябрьской революции (или, если хотите, октябрьского переворота) - и завершает роман намеком, что помимо версии исторических событий, которая нам всем известна, не исключены и другие варианты. Можно считать это реверансом в адрес поклонников криптоисторической прозы - неспроста среди книг, написанных Максютовым, отдельное место занимают историко-фантастические романы. А можно - особенностями восприятия главного героя, пережившего предательство любимой, смерть близких, крушение мечты и гибель державы, но по большому счету так и не повзрослевшего.

Выбор, как всегда, за читателями.

Тимур Максютов. Атака мертвецов: Роман. - М.: Эксмо, 2018.

#литература #история #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (6379) от 13.02.2019 под заголовком «Семейная сага на триста страниц».


Комментарии