Секреты «Дома царской кормилицы»: как Тосненский музей удивляет своих посетителей

Среди многих музеев Ленинградской области есть совершенно особенный — Тосненский историко-краеведческий музей, более известный под своим неофициальным названием «Музей царской кормилицы». Об этом музее, его коллекциях и посетителях мы поговорили с молодым директором Антоном ПЕТРОВЫМ, оставившим научную карьеру, чтобы руководить важным культурным начинанием.

Секреты «Дома царской кормилицы»: как Тосненский музей удивляет своих посетителей | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

— Когда вы возглавили музей?

— Четыре года назад.

— Каким был ваш путь в профессию? Собственный выбор, влияние родителей, старших товарищей?

— Это был собственный выбор. Еще в школе интересовался историей и другими гуманитарными науками. В 2011 году я окончил Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина по специальности «культурология». И сразу осуществил свою студенческую мечту — работать в музее. Выбрал Тосненский краеведческий музей. Работаю здесь больше 13 лет.

— В каком поколении вы тосновец или тосновчанин? Кстати, как говорить правильно?

— В первом поколении. Живу в Тосно с 2015 года. Я — петербуржец по происхождению, моя малая родина — Колпинский район. Можно говорить тосненец, а также просто «житель Тосно».

— Вы кандидат философских наук, какова сфера ваших научных интересов?

— Французская философия ХХ века, точнее, учение «человек способный» антрополога Поля Рикера. Потом у меня были пуб­ликации на стыке антропологии и музеологии. Но когда пришел руководителем в музей, времени на науку уже не оставалось.

— В последние годы в «Санкт-Петербургских ведомостях» вышло три публикации про Тосненский музей. Первая была посвящена «Музею царской кормилицы». В чем суть этого проекта?

— Позвольте небольшой исторический экскурс. Тосненский музей был создан в 1991 году как краеведческий. В 1998‑м он переехал в нынешнее здание середины XIX века, которое местные жители издавна называли «Дом царской кормилицы». Действительно, дом принадлежал крестьянке Марии Андреевне Смолиной и ее мужу ямщику Максиму Филипповичу Смолину. В 1868 году Мария родила дочь и была выбрана кормилицей будущего императора Николая II.

В 2000‑е годы в музее открылась постоянная экспозиция «Тосненский край на рубежах истории». В четырех залах были представлены: археология и палеонтология; истории ямского промысла на главной дороге России, соединяющей Петербург и Москву; усадьбы Тосненского района, а также рассказ о событиях Великой Отечественной войны, связанных с Тосно. Классические темы для многих краеведческих музеев.

Идея сделать тему царской кормилицы изюминкой музея обсуждалась много лет. В 2015 году после завершения комплексной реставрации здания была создана временная экспозиция «Феномен кормилицы», а в 2018‑м открылась постоянная экспозиция «Дом царской кормилицы».

— Вам известны аналоги Музея кормилицы?

— Я о них не слышал.

— А как вы объясняете современным посетителям, особенно молодым, для чего сущест­вовал институт кормилиц?

— Тема действительно деликатная. Взрослым тоже достаточно сложно это иногда объяснить, потому что к нам приходят посетители с разным уровнем подготовки. Мы говорим о существовании такой традиции: в богатых семьях приглашали женщин для ухода за ребенком. В том числе его кормления. Кормилица отвечала за питание грудного младенца.

— Это была работа — значит существовал такой промысел?

— Институт кормилиц складывался в России достаточно давно. Для царских кормилиц — начиная с XVI – XVII века. К концу XVIII столетия были определены стандарты, в том числе и одежды кормилиц. Искали царских кормилиц, как правило, в окрестностях уже большого на тот момент Петербурга.

— Известно, где именно искали?

— В деревне Федоровское под Тосно, в слободе Пулково, в Красном Селе, в селах Ропша и Славянка. Весной 1868 года императрица Мария Федоровна ожидала появления на свет маленького Ники, будущего Николая II. Тогда же хозяйка нашего дома ждала вторую девочку, Елену. Всего у Смолиной было восемь детей.

В дом Марии Андреевны заглянули представители царского двора. Существовало ведомство, которое занималось поиском, подбором кормилиц. Смотрели на их происхождение, на нравственность, на качество грудного молока. По всем этим критериям наша хозяйка подошла. Ей выделили достаточно крупную сумму. У нас в экспозиции находится копия архивного документа (оригинал в Российском государственном историческом архиве) о предоставлении Марии Смолиной единовременной выплаты в размере 183 рублей 77 копеек. Но это не на карманные расходы, как можно подумать.

— А на какие расходы?

— На дорогу, на личного врача, на шитье одежды. Кормилица должна была носить народный костюм — кокошник на голове, сарафан, передник, рубаху. Этот же костюм был предназначен для официальных церемоний с участием царской семьи. Например, при крещении ребенка.

— Какое жалование было у Смолиной?

— Из документов этого пока не удалось установить. Нам известно, что у будущего императора Николая I была кормилица Ефросинья Ершова из Красного Села, она работала почти год. Ей назначили «пенсию» 800 руб­лей в год, огромная по тем временам сумма (Николай I родился в 1796 году). И выплачивали ее частями в течение нескольких лет, один раз в три месяца. Такая своеобразная квартальная премия от государства.

— А про Смолину что известно?

— Мы нашли недавно документ, что в 1907 году в Александ­ровском дворе состоялась ее 50‑минутная встреча с Николаем II в день его именин. Это тоже была традиция: кормилицы имели право по большим праздникам на общение со своими подопечными на протяжении всей жизни.

— Вы назвали двух царских кормилиц. Какие имена вам еще известны?

— Ненила Ерофеева — кормилица Петра I; Авдотья Карцева — кормилица Александра II; Екатерина Плужникова — кормилица Александра III; Александра Негодова-Крот — кормилица цесаревича Алексея, сына Николая II…

— Какие предметы вы считаете знаковыми для экспозиции о Смолиной?

— Это мемориальные предметы, поступившие в девяностые годы от Лидии Александровны, внучки хозяйки дома. Немногие музеи могут похвастать чем‑то подобным. Прежде всего это пояс, который, по легенде, был подарен Смолиной цесаревичем Александром Александровичем, будущим Александром III. Он входил в «форменную» одеж­ду кормилицы. Именно с этим поясом наша хозяйка исполняла свои обязанности. А также ее повседневная одежда, всего — десять предметов.

В 1996 году Лидия Александ­ровна рассказывала, что ее бабушка держала постоялый двор и мелочную лавку, этим большим хозяйством ее семья и жила.

— Теперь про вторую публикацию. Она касалась «памятной» доски, которая была подарена музею одним из жителей Тосно. В 1937 году крестьяне, сбежавшие от «прелестей» колхозной жизни, плотничали и, строя дом, нацарапали на доске жалобы, что работают «за бесценок». Где сейчас это доска?

— Хранится в фондах. В 2018 году мы делали выставку об истории советского Тосно до обретения в 1963‑м статуса города и тогда показывали эту доску.

— Третья публикация была совсем недавно, она посвящена пушкинской выставке в вашем музее и мечте установить памятник поэту, который ездил через Тосно по дороге из Петербурга в Москву. Вы действительно хотите осущест­вить эту мечту?

— Идея хорошая, но мы еще не обсуждали ее предметно.

— А что стало с экспозицией, посвященной ямщикам, которая существовала до появления проекта «Музей царской кормилицы»?

— Все предметы — амуниция ямщиков, подковы, колокольчики и многое другое — находятся в фондах. Мы используем их на временных выставках.

— Поговорим о выставках. Сколько их нужно делать в год, чтобы в музей постоянно ходила местная публика?

— В среднем у нас в год получается 6 – 8 выставок. Обычно привязываем их к юбилейным и памятным датам. В этом году у нас была большая выставка «Стихия воды. От классики до авангарда» к 200‑летию художника Алексея Боголюбова. В ней принимали участие шесть музеев из Ленинградской области и Новгородский объединенный музей-заповедник. 80‑летию освобождения Тосно от фашис­тов была посвящена выставка «За блокадным кольцом». Сейчас готовим большой проект к 80‑летию Победы. Рабочее название — «Герои тосненской земли». Возможно, покажем предметы, найденные поисковыми отрядами.

— Кто приезжает к вам из других мест?

— Туристические группы от Петербурга до Новосибирска. Тосненский музей входит в федеральный маршрут «Государева дорога», объединяющий Московскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области. В прошлом году у нас была группа из Владимира, которая целенаправленно к нам приехала посмотреть «Музей царской кормилицы».

В среднем за год мы принимаем более 8 тысяч посетителей.

— Сколько человек работают в штате музея?

— Восемь.

— Так вам, наверное, приходится не только руководить, но и веником работать?

— Так уж прямо веником не приходится. Но многое делаю своими руками. Спасибо — помогает Музейное агентство Ленинградской области, в состав которого входит наш музей. Например, каждый год привозит нам очень интересные интер­активные выставки для детей. В этом году у нас работает выставка «Кто виноват? Пушкин!», посвященная 225‑летию со дня рождения Александра Сергеевича.

— Расскажите о плюсах и минусах работы музея с малым штатом?

— Плюсы: управлять легче, приобщаюсь к любой работе, получая навыки, хотя бы минимальные, практически во всех сферах музейной деятельности. Минусы, конечно, в том, что людей мало. Когда сотрудники уходят на больничный, им трудно найти подмену.

— А что самое сложное вообще в вашей нынешней работе заведующего?

— Все успевать. Что не удается сделать в рабочее время, додумывается дома.

— Что такое, на ваш взгляд, музей XXI века?

— Место для показа своих коллекций так, чтобы успешно конкурировать за зрителя с учреждениями досуга.

— Как вы относитесь к моде на использование цифровых технологий?

— Это не мода, а необходимость. У нас небольшие площади, мультимедиа позволяют показать больше предметов, которых в музее хранится более семи тысяч. Или показать фильм про историю Тосно. В полчаса мы уложили рассказ о двух столетиях истории города. Другой вопрос, что нужно найти баланс между реальным и виртуальным.

— Сколько лет необходимо, чтобы, получив профильное образование и придя на работу в музей, стать музейщиком?

— Не меньше пяти лет точно.

— Для финала. Сейчас принято придумывать бренды для городов. Итак Тосно — это…?

— «Город наследников ямщиков». Царская кормилица у нас была одна, а ямщиков жило много. Благодаря им, приехавшим когда‑то в совершенно не развитый край, Тосно и появился на карте России. Кстати, в этом году исполнилось 310 лет со дня основания в Тосно ямщицкой слободы. В 1714 году сюда приехали первые ямщики из Казанской губернии.

Многие потомки тех переселенцев живут здесь и сейчас.

Читайте также:

Айша, Микула и девушка в платке. В Петербурге открылась выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин»

В музее «Стрит-арт хранение» открылась выставка «Артефакты»


#музей #Тосно #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (7813) от 15.12.2024 под заголовком «Надо все успевать».


Комментарии