Секрет махаевского Петербурга

В Центральном военно-морском музее открылась выставка, посвященная грядущему 300-летию со дня рождения известного рисовальщика Михаила Махаева.

Секрет махаевского Петербурга | Иллюстрация alexwhite/shutterstock.com

Иллюстрация alexwhite/shutterstock.com

Он был автором «Плана столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов», изданного к 50-летию новой столицы - в 1753 году. Этот труд стал хрестоматийным и послужил прообразом всех последующих изображений нашего города. Специально к выставке альбом был отпечатан и «собран» в том масштабе и виде, в котором он был представлен в свое время императрице Елизавете Петровне, а затем и в европейские монаршие коллекции.

На выставке представлен прообраз сегодняшнего фотоаппарата - модель камеры-обскуры, созданная сотрудниками музея. Именно с помощью такого хитроумного приспособления, описанного еще Леонардо да Винчи, были созданы практически все знаменитые западноевропейские «ведуты» - рисунки или гравюры с изображением городского пейзажа с тончайшей проработкой деталей. В том числе и махаевский план Петербурга.

Махаева познакомил с этой диковинкой итальянский художник Джузеппе Валериани. В июне 1749 года Махаев рапортовал в Академию наук: «к сниманию... надобно першпективная труба длиною три фута да небольшие компас и ватерпас...». Для съемки «проспектов» Махаев выбирал высокую точку - колокольни, триумфальные ворота или башни. По-видимому, он использовал специальный помост высотой более четырех метров. На него ставилась будка, накрытая холстом. В ней находилась «рисовальная доска» с листом бумаги, на который через специальное отверстие в крыше проецировалось изображение. Затем художник обводил изображение карандашом и получал контуры.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5857) от 22.12.2016.


Комментарии