Секрет махаевского Петербурга
В Центральном военно-морском музее открылась выставка, посвященная грядущему 300-летию со дня рождения известного рисовальщика Михаила Махаева.

Иллюстрация alexwhite/shutterstock.com
Он был автором «Плана столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов», изданного к 50-летию новой столицы - в 1753 году. Этот труд стал хрестоматийным и послужил прообразом всех последующих изображений нашего города. Специально к выставке альбом был отпечатан и «собран» в том масштабе и виде, в котором он был представлен в свое время императрице Елизавете Петровне, а затем и в европейские монаршие коллекции.
На выставке представлен прообраз сегодняшнего фотоаппарата - модель камеры-обскуры, созданная сотрудниками музея. Именно с помощью такого хитроумного приспособления, описанного еще Леонардо да Винчи, были созданы практически все знаменитые западноевропейские «ведуты» - рисунки или гравюры с изображением городского пейзажа с тончайшей проработкой деталей. В том числе и махаевский план Петербурга.
Махаева познакомил с этой диковинкой итальянский художник Джузеппе Валериани. В июне 1749 года Махаев рапортовал в Академию наук: «к сниманию... надобно першпективная труба длиною три фута да небольшие компас и ватерпас...». Для съемки «проспектов» Махаев выбирал высокую точку - колокольни, триумфальные ворота или башни. По-видимому, он использовал специальный помост высотой более четырех метров. На него ставилась будка, накрытая холстом. В ней находилась «рисовальная доска» с листом бумаги, на который через специальное отверстие в крыше проецировалось изображение. Затем художник обводил изображение карандашом и получал контуры.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5857) от 22.12.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии