Сегодня рейсов нет

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Россия. Реализм. XXI век».

Сегодня рейсов нет  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В последнее время публика привыкла, что современное искусство – это нечто заумное и непонятное или провокационное и скандальное. Нас убеждали, что живопись умерла, актуальны только новые формы – инсталляция, видеоарт, перформанс, концепт, а реализм давно пора сдать в архив.

Выставка разрушает эти стереотипы. 90 картин, написанных в последние 15 лет художниками Петербурга и Москвы, показывают, что маятник качнулся, и реализм вновь выходит в искусстве на первый план. Правда, стиль этот еще не устоялся, так что речь должна идти, скорее, о реализмах – именно так, во множественном числе.

Один из кураторов выставки «Русский реализм. 21 век» Йозеф Киблицкий говорит, что нынешних реалистов отличает от их предшественников другое мышление. На вопрос, в чем же оно заключается, ответа не дал: мол, словами выразить сложно – зато можно почувствовать. Попытаемся.

Картины Игоря и Екатерины Пестовых «Оттенки нежного» и «Невинность», изображающие мясо, часто сравнивают с полотнами Франса Снейдерса, фламандского художника эпохи барокко. Сходство только внешнее. У Снейдерса и у Пестова сюжет вроде бы один и тот же: туши убитых животных, птиц, вспоротые животы, отрезанные головы. Только у Снейдерса главное – идея изобилия и радость жизни. У Пестовых правит смерть. На картине «Невинность» изображена огромная голова быка с содранной шкурой. Самое страшное – закатившийся в предсмертном ужасе глаз и синяя печать мясокомбината.

Что изменилось с эпохи Снейдерса? Сознание человека, который начал задумываться об отношении к живому, к природе. Художники не обличают и не проповедуют, а просто обращают внимание на жестокие детали обыденности.

И потому теперь многие из нас, заказывая говяжий стейк или готовя дома котлеты, вспомнят этот бычий глаз.

Как отмечают кураторы, из картин почти исчез психологизм, столь характерный для мастеров-реалистов XIX – начала XX столетия. Изображения людей встречаются часто, но их трудно назвать портретами в привычном смысле слова.

Москвичи Дмитрий Грецкий и Евгения Кац показывают серию огромных изображений подростков – почти пять метров в высоту. Но даже при таком увеличении дети кажутся закрытыми, мы ничего не можем прочитать по их лицам.

На гигантских полотнах Ильи Гапонова и Кирилла Котешова изображены кузбасские шахтеры. Причем написаны они не красками, а «Кузбасс-лаком» (как объяснили, это одна из фракций переработки угля), похожим на нефть. Сложно не вспомнить о «суровом стиле» 1960-х годов, о бесчисленных изображениях героев труда на картинах и плакатах. Но сходство поверхностное. Эти шахтеры не ударники соцтруда, а почти мифологические персонажи. Они каждый день спускаются под землю – словно снисходят в ад. Илья Гапонов, уроженец Кемерова, которому самому приходилось бывать в шахте, однажды сказал, что шахтерский труд превратился для него в прообраз первохристианского служения: катакомбные церкви и постоянная необходимость рисковать жизнью.

Неодушевленные предметы порой рассказывают куда больше, чем люди. Молодой художник Денис Ичитовкин, учившийся в Академии художеств у Андрея Мыльникова, «коллекционирует» интерьеры квартир. В основном это небогатые жилища – комнаты, кухни, санузлы в панельных домах времен Хрущева и Брежнева. Выцветшие обои, осыпавшаяся плитка, облупившаяся краска. Мебель и вещи тоже старые, пожившие, усталые. А художник любуется ими, пишет с натуры, пишет долго, тщательно, запечатлевая в мельчайших подробностях. Эти интерьеры, выполненные в манере фотореализма, напоминают о малых голландцах с их любованием повседневностью, умением оценить «драгоценность обыденной жизни».

Московский художник Павел Отдельнов – тоже из породы «коллекционеров». Только он собирает не квартиры, а дома, кварталы, индустриальные пейзажи. В основном окраины, «спальные» районы, застроенные панельными домами 1960 – 1980-х годов. Сам он живет в Москве за МКАДом. И тоже видит в «спальных» районах поэтическое, а порой даже мистическое. Художник вспоминает лекцию знаменитого архитектора Рэма Колхаса, по мнению которого один из типичных московских районов, застроенных «хрущевками», надо бы отдать под охрану ЮНЕСКО. Но их, скорее всего, снесут, чтобы выстроить на скорую руку монструозные башни.

На выставке творчество Павла представляет картина «Сегодня рейсов нет». Стылый зимний пейзаж, какое-то космическое одиночество и разрушенное здание аэропорта.

Это всего лишь несколько штрихов к масштабной картине реальности, которую создают художники. В целом картина нерадостная, в ней много тревоги, страха, жестокости. Но бежать некуда – нам отпущен именно этот век. Человек легко может перемещаться в пространстве. А вот ускользнуть в другое время еще никому не удавалось. Во всяком случае сегодня рейсов нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5588) от 19.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...