Сегодня художник – выдумщик
Семен МИХАЙЛОВСКИЙ, ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина – цитадели классики, одновременно является комиссаром павильона России на Венецианской биеннале современного искусства, председателем попечительского совета ЦВЗ «Манеж», а недавно стал председателем экспертного совета Московской биеннале. Журналист Вадим МИХАЙЛОВ беседовал с ним о традициях и новизне, интересах публики и роли государства в поддержке искусства.

ФОТО предоставлено пресс-службой Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина
– Глядя с высоты ваших постов, что такое визуальные искусства сегодня?
– Можно не с высоты? Не только визуальные искусства, а вообще искусства становятся разнообразными, они ориентированы на разные аудитории с разным интеллектуальным уровнем, разным чувственным опытом. Современное искусство требует от зрителя определенной подготовки, а от кураторов – определенных комментариев.
– Работы Рембрандта разве не требуют подготовки и комментариев?
– Требуют, но это необязательно. Даже если зритель не понимает смысл той или иной классической картины, он воспринимает ее рукотворную сделанность, похожесть на жизнь.
Современное искусство напрямую связано с социальными контекстами, находится на стыке разных дисциплин и разного понимания окружающего мира, привлекает внимание к тому, что кажется будничным и неинтересным, возвышает обыденность.
– Часто говорят, что современный художник – это не ремесленник, а выдумщик. Художник Христо придумал упаковать Рейхстаг, нарисовал эскиз на листочке бумаги. Этот проект воплощали сотни людей – от инженеров, считавших прочность конструкции, до монтажников, которые натягивали ткань.
– Христо реализовал масштабный проект, меняющий ландшафт, производящий впечатление на зрителя. Для меня очевидно, что интеллектуальная составляющая в современном искусстве многое определяет, художники в большинстве образованные, думающие, они точно остроумные, они точно коммуникабельные, они ориентированы на рынок.
– Разве для создания традиционной картины интеллект не требуется?
– Интеллект нужен всем без исключения. Это правда, не возразишь...
– Если рукотворность перестала быть критерием мастерства для современного художника, то как отличить профессионала от любителя?
– Новизна концепции, повышенная чувствительность и, конечно, вовлеченность в мировой художественный процесс.
Но, заметьте, ни один крупный художественный музей не показывает в постоянной экспозиции классическое и современное искусство рядом.
– Почему?
– Чтобы избежать капитализации современного искусства, им не заслуженной.
– Почему качественные произведения не заслуживают капитализации?
– Задачи музеев все же иные. Это тонкий этический момент. Хотя хронологический принцип от старого к новому не исключает острого совмещения вещей на временных выставках.
– Вы сказали, что искусство ориентируется на разные аудитории. Может быть, показывать выставки современного и традиционного в разных местах?
– Опыт недавней выставки в ЦВЗ «Манеж» «Русские художники – участники Венецианской биеннале», судя по благожелательным отзывам в социальных сетях, показал, что многие зрители преодолели инерцию взглядов. Они дали себе труд прочитать, например, комментарии: вот объект Олега Кулика – космонавт в позе зародыша с «пуповиной», уходящей в космос, – это о единстве человека и Вселенной. Или работа Юрия Аввакумова «Рабочий и колхозница», где мухинская скульптура изнутри взламывает татлинскую башню – выразительный образ разрушения утопий.
У меня надежда на думающих людей 20 – 40 лет. Важно не количество посетителей, а их качество. В «Манеже», особенно в последние дни работы выставки, было много зрителей.
– Нужно ли предоставлять художникам государственную поддержку?
– Прежде всего помощь нужна детскому художественному образованию. Еще – льготная арендная плата за мастерские и грантовая поддержка проектов.
– Что такое сегодня академическая традиция?
– Это иерархия и ремесло. Иерархия – построение карьеры среди себе подобных. Еще есть многолетнее следование определенным образцам, то, что называют совершенствованием мастерства.
– Ваше отношение к реформам в сфере художественного образования?
– В этом году у нас были защиты архитекторов-бакалавров и искусствоведов-бакалавров. Все зависит от конкретного студента, его природных способностей и усердия, знаний, ума, сообразительности. Вообще, как мне кажется, Болонская система (разделение учебы на два уровня – бакалавров и магистров. – Прим. ред.) применима для живописцев, хотя у нее много оппонентов.
– Каким образом применима?
– Бакалавр владеет ремеслом. Магистр связывает практику с теорией. Он в поиске обоснований. Он решает более сложные художественные задачи. Пока большинство преподавателей Академии художеств не принимают Болонскую систему.
– Они боятся перемен?
– Как сейчас – им привычнее.
– Но если ввести Болонскую систему для художников, тогда бакалавр из провинции может подать документы в магистратуру. Возьмете его в академию?
– Не уверен. Лучше, чтобы и бакалавр, и магистр учились здесь. Это две ступени, два уровня одного образования.
– Вы остаетесь сторонником слияния Академии художеств как вуза с академическими музеем и библиотекой?
– Убежден, что это единый комплекс. Здесь занимаются взаимодополняющей деятельностью. Никому не приходит в голову, что в стенах исторического здания на Университетской набережной сосуществуют отдельные юридические лица. Рано или поздно процесс объединения завершится. Ускорять его не собираюсь.
– В итоге вам придется взять на себя все заботы по содержанию огромного здания?
– Ремонт фасадов завершился. В будущем будем приводить в порядок интерьеры.
– Недавно завершился прием в Академию художеств. Как вам новые студенты?
– Есть очень способные ребята. Причем на всех факультетах. Высокий конкурс на живописи, неплохой конкурс на архитектуре и графике.
– Весной 2017 года в ЦВЗ «Манеж» планируется выставка к 85-летию Союза художников Петербурга. Как будет осуществляться отбор произведений для нее? Невзирая на звания и прежние заслуги?
– Надеюсь, мы заранее получим от союза концепцию, а не созданную в последний момент сверхплотную шпалерную развеску картин. Недавно руководство «Манежа» общалось с руководством Союза художников. Предложили разработать концепцию: о чем выставка, какие у нее смысловые разделы, как они взаимодействуют между собой. Осенью обсуждение будет продолжено. «Манеж» ведь реконструировали не только для показа современного искусства, но и для разного рода инициатив, для разной аудитории.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (5773) от 25.08.2016.
Комментарии