Сегодня художник – выдумщик

Семен МИХАЙЛОВСКИЙ, ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина – цитадели классики, одновременно является комиссаром павильона России на Венецианской биеннале современного искусства, председателем попечительского совета ЦВЗ «Манеж», а недавно стал председателем экспертного совета Московской биеннале. Журналист Вадим МИХАЙЛОВ беседовал с ним о традициях и новизне, интересах публики и роли государства в поддержке искусства.

Сегодня художник – выдумщик  | ФОТО предоставлено пресс-службой Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

ФОТО предоставлено пресс-службой Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

– Глядя с высоты ваших постов, что такое визуальные искусства сегодня?

– Можно не с высоты? Не только визуальные искусства, а вообще искусства становятся разнообразными, они ориентированы на разные аудитории с разным интеллектуальным уровнем, разным чувственным опытом. Современное искусство требует от зрителя определенной подготовки, а от кураторов – определенных комментариев.

– Работы Рембрандта разве не требуют подготовки и комментариев?

– Требуют, но это необязательно. Даже если зритель не понимает смысл той или иной классической картины, он воспринимает ее рукотворную сделанность, похожесть на жизнь.

Современное искусство напрямую связано с социальными контекстами, находится на стыке разных дисциплин и разного понимания окружающего мира, привлекает внимание к тому, что кажется будничным и неинтересным, возвышает обыденность.

– Часто говорят, что современный художник – это не ремесленник, а выдумщик. Художник Христо придумал упаковать Рейхстаг, нарисовал эскиз на листочке бумаги. Этот проект воплощали сотни людей – от инженеров, считавших прочность конструкции, до монтажников, которые натягивали ткань.

– Христо реализовал масштабный проект, меняющий ландшафт, производящий впечатление на зрителя. Для меня очевидно, что интеллектуальная составляющая в современном искусстве многое определяет, художники в большинстве образованные, думающие, они точно остроумные, они точно коммуникабельные, они ориентированы на рынок.

– Разве для создания традиционной картины интеллект не требуется?

– Интеллект нужен всем без исключения. Это правда, не возразишь...

– Если рукотворность перестала быть критерием мастерства для современного художника, то как отличить профессионала от любителя?

– Новизна концепции, повышенная чувствительность и, конечно, вовлеченность в мировой художественный процесс.

Но, заметьте, ни один крупный художественный музей не показывает в постоянной экспозиции классическое и современное искусство рядом.

– Почему?

– Чтобы избежать капитализации современного искусства, им не заслуженной.

– Почему качественные произведения не заслуживают капитализации?

– Задачи музеев все же иные. Это тонкий этический момент. Хотя хронологический принцип от старого к новому не исключает острого совмещения вещей на временных выставках.

– Вы сказали, что искусство ориентируется на разные аудитории. Может быть, показывать выставки современного и традиционного в разных местах?

– Опыт недавней выставки в ЦВЗ «Манеж» «Русские художники – участники Венецианской биеннале», судя по благожелательным отзывам в социальных сетях, показал, что многие зрители преодолели инерцию взглядов. Они дали себе труд прочитать, например, комментарии: вот объект Олега Кулика – космонавт в позе зародыша с «пуповиной», уходящей в космос, – это о единстве человека и Вселенной. Или работа Юрия Аввакумова «Рабочий и колхозница», где мухинская скульптура изнутри взламывает татлинскую башню – выразительный образ разрушения утопий.

У меня надежда на думающих людей 20 – 40 лет. Важно не количество посетителей, а их качество. В «Манеже», особенно в последние дни работы выставки, было много зрителей.

– Нужно ли предоставлять художникам государственную поддержку?

– Прежде всего помощь нужна детскому художественному образованию. Еще – льготная арендная плата за мастерские и грантовая поддержка проектов.

– Что такое сегодня академическая традиция?

– Это иерархия и ремесло. Иерархия – построение карьеры среди себе подобных. Еще есть многолетнее следование определенным образцам, то, что называют совершенствованием мастерства.

– Ваше отношение к реформам в сфере художественного образования?

– В этом году у нас были защиты архитекторов-бакалавров и искусствоведов-бакалавров. Все зависит от конкретного студента, его природных способностей и усердия, знаний, ума, сообразительности. Вообще, как мне кажется, Болонская система (разделение учебы на два уровня – бакалавров и магистров. – Прим. ред.) применима для живописцев, хотя у нее много оппонентов.

– Каким образом применима?

– Бакалавр владеет ремеслом. Магистр связывает практику с теорией. Он в поиске обоснований. Он решает более сложные художественные задачи. Пока большинство преподавателей Академии художеств не принимают Болонскую систему.

– Они боятся перемен?

– Как сейчас – им привычнее.

– Но если ввести Болонскую систему для художников, тогда бакалавр из провинции может подать документы в магистратуру. Возьмете его в академию?

– Не уверен. Лучше, чтобы и бакалавр, и магистр учились здесь. Это две ступени, два уровня одного образования.

– Вы остаетесь сторонником слияния Академии художеств как вуза с академическими музеем и библиотекой?

– Убежден, что это единый комплекс. Здесь занимаются взаимодополняющей деятельностью. Никому не приходит в голову, что в стенах исторического здания на Университетской набережной сосуществуют отдельные юридические лица. Рано или поздно процесс объединения завершится. Ускорять его не собираюсь.

– В итоге вам придется взять на себя все заботы по содержанию огромного здания?

– Ремонт фасадов завершился. В будущем будем приводить в порядок интерьеры.

– Недавно завершился прием в Академию художеств. Как вам новые студенты?

– Есть очень способные ребята. Причем на всех факультетах. Высокий конкурс на живописи, неплохой конкурс на архитектуре и графике.

– Весной 2017 года в ЦВЗ «Манеж» планируется выставка к 85-летию Союза художников Петербурга. Как будет осуществляться отбор произведений для нее? Невзирая на звания и прежние заслуги?

– Надеюсь, мы заранее получим от союза концепцию, а не созданную в последний момент сверхплотную шпалерную развеску картин. Недавно руководство «Манежа» общалось с руководством Союза художников. Предложили разработать концепцию: о чем выставка, какие у нее смысловые разделы, как они взаимодействуют между собой. Осенью обсуждение будет продолжено. «Манеж» ведь реконструировали не только для показа современного искусства, но и для разного рода инициатив, для разной аудитории.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (5773) от 25.08.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.