Главная городская газета

Сегодня художник – выдумщик

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Сегодня художник – выдумщик  | ФОТО предоставлено пресс-службой Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

ФОТО предоставлено пресс-службой Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

Семен МИХАЙЛОВСКИЙ, ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина – цитадели классики, одновременно является комиссаром павильона России на Венецианской биеннале современного искусства, председателем попечительского совета ЦВЗ «Манеж», а недавно стал председателем экспертного совета Московской биеннале. Журналист Вадим МИХАЙЛОВ беседовал с ним о традициях и новизне, интересах публики и роли государства в поддержке искусства.

– Глядя с высоты ваших постов, что такое визуальные искусства сегодня?

– Можно не с высоты? Не только визуальные искусства, а вообще искусства становятся разнообразными, они ориентированы на разные аудитории с разным интеллектуальным уровнем, разным чувственным опытом. Современное искусство требует от зрителя определенной подготовки, а от кураторов – определенных комментариев.

– Работы Рембрандта разве не требуют подготовки и комментариев?

– Требуют, но это необязательно. Даже если зритель не понимает смысл той или иной классической картины, он воспринимает ее рукотворную сделанность, похожесть на жизнь.

Современное искусство напрямую связано с социальными контекстами, находится на стыке разных дисциплин и разного понимания окружающего мира, привлекает внимание к тому, что кажется будничным и неинтересным, возвышает обыденность.

– Часто говорят, что современный художник – это не ремесленник, а выдумщик. Художник Христо придумал упаковать Рейхстаг, нарисовал эскиз на листочке бумаги. Этот проект воплощали сотни людей – от инженеров, считавших прочность конструкции, до монтажников, которые натягивали ткань.

– Христо реализовал масштабный проект, меняющий ландшафт, производящий впечатление на зрителя. Для меня очевидно, что интеллектуальная составляющая в современном искусстве многое определяет, художники в большинстве образованные, думающие, они точно остроумные, они точно коммуникабельные, они ориентированы на рынок.

– Разве для создания традиционной картины интеллект не требуется?

– Интеллект нужен всем без исключения. Это правда, не возразишь...

– Если рукотворность перестала быть критерием мастерства для современного художника, то как отличить профессионала от любителя?

– Новизна концепции, повышенная чувствительность и, конечно, вовлеченность в мировой художественный процесс.

Но, заметьте, ни один крупный художественный музей не показывает в постоянной экспозиции классическое и современное искусство рядом.

– Почему?

– Чтобы избежать капитализации современного искусства, им не заслуженной.

– Почему качественные произведения не заслуживают капитализации?

– Задачи музеев все же иные. Это тонкий этический момент. Хотя хронологический принцип от старого к новому не исключает острого совмещения вещей на временных выставках.

– Вы сказали, что искусство ориентируется на разные аудитории. Может быть, показывать выставки современного и традиционного в разных местах?

– Опыт недавней выставки в ЦВЗ «Манеж» «Русские художники – участники Венецианской биеннале», судя по благожелательным отзывам в социальных сетях, показал, что многие зрители преодолели инерцию взглядов. Они дали себе труд прочитать, например, комментарии: вот объект Олега Кулика – космонавт в позе зародыша с «пуповиной», уходящей в космос, – это о единстве человека и Вселенной. Или работа Юрия Аввакумова «Рабочий и колхозница», где мухинская скульптура изнутри взламывает татлинскую башню – выразительный образ разрушения утопий.

У меня надежда на думающих людей 20 – 40 лет. Важно не количество посетителей, а их качество. В «Манеже», особенно в последние дни работы выставки, было много зрителей.

– Нужно ли предоставлять художникам государственную поддержку?

– Прежде всего помощь нужна детскому художественному образованию. Еще – льготная арендная плата за мастерские и грантовая поддержка проектов.

– Что такое сегодня академическая традиция?

– Это иерархия и ремесло. Иерархия – построение карьеры среди себе подобных. Еще есть многолетнее следование определенным образцам, то, что называют совершенствованием мастерства.

– Ваше отношение к реформам в сфере художественного образования?

– В этом году у нас были защиты архитекторов-бакалавров и искусствоведов-бакалавров. Все зависит от конкретного студента, его природных способностей и усердия, знаний, ума, сообразительности. Вообще, как мне кажется, Болонская система (разделение учебы на два уровня – бакалавров и магистров. – Прим. ред.) применима для живописцев, хотя у нее много оппонентов.

– Каким образом применима?

– Бакалавр владеет ремеслом. Магистр связывает практику с теорией. Он в поиске обоснований. Он решает более сложные художественные задачи. Пока большинство преподавателей Академии художеств не принимают Болонскую систему.

– Они боятся перемен?

– Как сейчас – им привычнее.

– Но если ввести Болонскую систему для художников, тогда бакалавр из провинции может подать документы в магистратуру. Возьмете его в академию?

– Не уверен. Лучше, чтобы и бакалавр, и магистр учились здесь. Это две ступени, два уровня одного образования.

– Вы остаетесь сторонником слияния Академии художеств как вуза с академическими музеем и библиотекой?

– Убежден, что это единый комплекс. Здесь занимаются взаимодополняющей деятельностью. Никому не приходит в голову, что в стенах исторического здания на Университетской набережной сосуществуют отдельные юридические лица. Рано или поздно процесс объединения завершится. Ускорять его не собираюсь.

– В итоге вам придется взять на себя все заботы по содержанию огромного здания?

– Ремонт фасадов завершился. В будущем будем приводить в порядок интерьеры.

– Недавно завершился прием в Академию художеств. Как вам новые студенты?

– Есть очень способные ребята. Причем на всех факультетах. Высокий конкурс на живописи, неплохой конкурс на архитектуре и графике.

– Весной 2017 года в ЦВЗ «Манеж» планируется выставка к 85-летию Союза художников Петербурга. Как будет осуществляться отбор произведений для нее? Невзирая на звания и прежние заслуги?

– Надеюсь, мы заранее получим от союза концепцию, а не созданную в последний момент сверхплотную шпалерную развеску картин. Недавно руководство «Манежа» общалось с руководством Союза художников. Предложили разработать концепцию: о чем выставка, какие у нее смысловые разделы, как они взаимодействуют между собой. Осенью обсуждение будет продолжено. «Манеж» ведь реконструировали не только для показа современного искусства, но и для разного рода инициатив, для разной аудитории.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook