Сегодня в Михайловском замке Русского музея открывается монографическая выставка «Русская академическая живопись конца XVIII — первой половины XIX века»
Возрастное ограничение: 12+
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Зрители получат уникальную возможность увидеть как 75 знаменитых шедевров Григория Угрюмова, Владимира Боровиковского, Сильвестра Щедрина, Федора Бруни, Ореста Кипренского, Александра Иванова и других великих мастеров, ставших визитными карточками музея, так и редко экспонируемые произведения художников академического направления из блистательной коллекции Русского музея — крупнейшего в мире собрания отечественного искусства.
— Мы показываем на этой выставке произведения из основной экспозиции Русского музея. Понятна причина появления такого проекта. В шести залах Михайловского дворца, где обычно размещается постоянная экспозиция конца XVIII — первой половины XIX века, сейчас экспонируется юбилейная выставка «Великий Карл. К 225‑летию со дня рождения К. П. Брюллова». Огромный успех этого юбилейного проекта, большие очереди желающих увидеть только что отреставрированную картину «Последний день Помпеи» и другие шедевры художника, значительную часть его наследия, подтверждают правильность выбора места для их показа, — сообщил Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе.
Выставка Брюллова будет работать до середины мая 2025 года, поэтому руководство Русского музея изначально запланировало представить мастеров русской академической школы в других залах. Лучшего места, чем Константиновские покои Михайловского замка, придумать трудно. Ведь строительство замка пришлось как раз на рубеж XVIII и XIX веков, многие академисты участвовали в оформлении его интерьеров.
По словам Голдовского, вторая половина XVIII — первая половина XIX столетия стала золотым веком российского академического художественного образования. В эту эпоху в стенах Академии художеств обучались и преподавали прославленные мастера, работавшие в жанрах исторической картины, портрета, пейзажа. Именно им было суждено вывести русскую живопись на качественно новый уровень, сделать ее неотъемлемой частью мирового художественного процесса. Имена Кипренского, Иванова, Бруни стали известны далеко за пределами России.
Традиционные сюжеты из Библии и Евангелия, мифологии и истории, деяния великих правителей предоставляли живописцам широкие возможности для демонстрации своего выдающегося мастерства. Особое место принадлежало сюжетам из отечественной истории.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Заместитель генерального директора Русского музея провел для нас небольшую экскурсию по выставке. Картина Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря» была исполнена как академическая программа. По легенде, на ратном поле перед важной битвой великий князь Владимир устраивает испытание одному из лучших воинов и тот выигрывает схватку с разъяренным быком.
Боровиковский — художник и интеллектуал, знаменитый портретист — представлен портретами графини Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой, князя Александра Куракина и Екатерины Арсентьевой.
На семейном портрете изображены Анна Безбородко и две ее дочери, одна их которых держит миниатюрный портрет с изображением брата Андрея. По отзывам современников, «рачительная добродушная хозяйка» являла собою высокий идеал жены и матери. Картина посвящена святости семейных уз (сюжет актуальный во все времена). Модный чепчик из «барбета» (широкой полотняной ленты с гофрированным ободком) на голове матери, прически сестер, легкие платья героинь, изображенных на фоне грозового неба, — все свидетельствует о приближении эпохи раннего романтизма в русском изобразительном искусстве.
Арсентьеву — воспитанницу Смольного института благородных девиц, веселую и кокетливую, называли «русской Венерой с курносым лицом». Картина относится к серии «сентиментальных» женских портретов 1790‑х годов.
Полная противоположность — портрет князя Куракина, который в детские годы воспитывался с великим князем Павлом Петровичем, сохранил дружбу с ним на всю жизнь. На парадном портрете вельможа изображен в мантии кавалера ордена Св. Андрея Первозванного, надетой поверх далматика ордена Св. Иоанна Иерусалимского, с орденами Св. Андрея Первозванного (цепь на груди и звезда на мантии) и Св. Иоанна Иерусалимского (крест). Боровиковский виртуозно создает сложную композицию, добавляя в нее бюст Павла I.
Картина Федора Бруни «Вакханка, поящая амура» была приобретена Николаем I по возвращении художника из заграничной поездки. В лице вакханки специалисты видят сходство с Анжеликой Серни, девушкой из зажиточной семьи, в которую художник был долгие годы влюблен, а в 1835‑м женился на ней. По словам известного советского искусствоведа Михаила Алпатова, «тело вакханки дышит таким полнокровным счастьем, в ней столько неги и здоровья, каких до него не умел воссоздать ни один другой выученик петербургской Академии». Картина стала популярной в России благодаря нескольким литографским изданиям.
Шедевром Кипренского является романтичный портрет Екатерины Авдулиной. За изысканность в образе персонажа и мастерство в изображении деталей современники сравнивали портрет с «Моной Лизой» великого Леонардо.
Кисти Кипренского принадлежит знаменитый портрет Евграфа Давыдова, полковника Гусарского полка, участника сражения под Аустерлицем и Отечественной войны 1812 года. Долгое время считалось, что на портрете изображен герой-партизан Денис Давыдов, но исследования документов показали, что Кипренский рисовал его двоюродного брата. В этом портрете художник сумел создать портрет целого героического поколения, полный энергии и внутреннего достоинства. В 1812 году за этот и другие портреты Кипренский получил звание академика.
Совсем другим предстает у Кипренского коллекционер Алексей Томилов. Перед нами просвещенный меценат, близкий друг художника. Известны еще два портрета Томилова, созданные художником, они также находятся в собрании Русского музея.
Картиной «Явление Христа Марии Магдалине» Александр Иванов отчитался о пенсионерской поездке и сразу получил звание академика. Общество поощрения художеств подарило картину Николаю I. В этом произведении классический канон обогащен опытом изучения художником живописи мастеров Высокого Возрождения.
По легенде, чтобы лицо Марии передавало сложное эмоциональное состояние женщины — следы печали, удивление, даже испуг, и слезы радости и восторга, Иванов попросил натурщицу припомнить все свои беды, затем, утешая, смешил ее и держал перед ней луковицу. «Полные слез глаза, с улыбкой на устах, давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса» — так объяснял художник свой замысел.
Выставку завершают известная картина Иванова «Явление Христа народу» и несколько эскизов к ней, которые показывают, как тщательно работал над каждым персонажем художник академической выучки.
Выставка работает по 31 мая 2025 года.
Читайте также:
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7806) от 04.12.2024 под заголовком «Из Михайловского дворца — в Михайловский замок».
Комментарии