Сегодня открывается IX Петербургский международный культурный форум

Он назван Форумом объединенных культур. В его насыщенной программе важное место занимает работа секций «Традиционная культура» и «Музыкальная культура». Накануне о предстоящих «круглых столах» и дискуссиях рассказали кураторы секций Юлия Купина, директор Российского этнографического музея, Ольга Хомова, генеральный директор Академической капеллы, а также участники предстоящих обсуждений.

Сегодня открывается IX Петербургский международный культурный форум  | ФОТО Mikael Kristenson on Unsplash

ФОТО Mikael Kristenson on Unsplash

По словам Купиной, секция «Традиционная культура» впервые появилась в программе форума. Она подхватывает эстафету прошлого года, который был Годом культурного наследия народов России. За это время темы межэтнического, межнационального взаимодействия стали еще актуальнее. Среди вопросов, которые будут обсуждаться: как современный человек воспринимает традиционную культуру, как с ним работают культурные индустрии, где есть риски в интерпретации культурного наследия народов, кто имеет право на интерпретации и многое другое.

Будет обсуждаться российский и международный опыт по использованию этнокультурного наследия как ресурса для развития и продвижения российских регионов. Отдельный «круглый стол» будет посвящен развитию контактов между людьми и народами на основе ценностей традиционной культуры.

Всего в работе секции примут участие представители 19 российских регионов и 19 стран мира.

Елена Богданова, генеральный директор музея-заповедника «Кижи», расскажет на форуме о том, как на земле, где живут русские, карелы и вепсы, передается из поколения в поколение плотницкое мастерство, как музей демонстрирует шитье одиннадцати видов. Чтобы привлечь публику, «Кижи» живут по крестьянскому календарю, предлагая посетителям участвовать в севе, сенокосе, выпечке хлеба и т. д. Музей-заповедник поддерживает работу нескольких фольклорных и семейных коллективов.

Тамара Пуртова, директор Государственного российского дома народного творчества имени В. Д. Поленова, сообщила, что во всех регионах страны существуют 40 тысяч домов культуры. Там работают более 240 тысяч народных коллективов, которые занимаются сохранением культурных традиций. «Если нет разделения на зрителей и артистов, то это лучший способ сохранить традиции», — убеждена Пуртова. Она добавила, что продолжается пополнение списка нематериального культурного достояния народов России. Первый список из ста названий был издан в виде альбома в прошлом году.

Татьяна Рыбкина, министр культуры Тульской области, будет говорить о том, что кроме музеев, домов культуры и библиотек необходимы центры ремесел. В городе Одоеве Тульской области работает центр филимоновской игрушки. В самой Туле действует школа ремесел «Добродея», ориентированная на диалог с молодежью. Недавно открылась школа креативных индустрий, которая готовит художников разных специальностей на основе народных традиций.

Как рассказала Ольга Хомова, главной темой в работе секции «Музыкальная культура» станет образование. Ее обсудят руководители профильных вузов, училищ и школ. Кроме того, после трехлетнего перерыва в форумах встретятся концертные деятели: из 94 филармоний страны подтвердили свое участие представители 85. «Мы ждем разговора о новых проектах от руководителей музыкальных театров и музеев», — подчеркнула Хомова.

По мнению Михаила Брызгалова, генерального директора Российского национального музея музыки, важным станет обсуждение проблемы подготовки музыкантов, играющих на духовых инструментах. Их дефицит в симфонических оркестрах в регионах становится серьезной проблемой. С Брызгаловым согласен Александр Рыжинский, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных. Руководителей филармоний и теат­ров не устраивает квалификация людей, претендующих на места в оркестрах. На форуме будет обсуждаться реформа музыкального образования, выработка новых образовательных стандартов в музыкальных школах, училищах и вузах.

Наталья Метелица, директор Петербургского музея театрального и музыкального искусства, намерена говорить о необходимости привлечения в музеи, особенно в небольшие мемориальные музеи-­квартиры композиторов, квалифицированных людей. Они должны и знать «предмет», и уметь подать его современной публике, сделать так, чтобы люди приходили в эти музеи не один раз.

По словам Евгения Малыгина, директора музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», полезно обсудить введение в творческих вузах направления «Музыкальный менеджмент», чтобы готовить людей, продвигающих в широких массах публики симфоническую музыку.

По мнению Светланы Борухи, директора Белгородской филармонии, есть простой совет, который сложно выполнить: чем моложе оркестры, тем моложе публика в зале.


#культура #форум #традиции

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (7545) от 15.11.2023 под заголовком «Кому хранить традиции, кому играть на трубе».


Комментарии