Счастливые дни Виктора Сухорукова

После фильмов «Про уродов и людей», «Брат» и «Брат-2», «Антикиллер» и других прокатных хитов с участием Виктора Сухорукова его, пожалуй, можно назвать наиболее известным и востребованным питерским актером. Хотя сам Сухорукое говорит, что по мироощущению он — артист московский. После того как на фестивале «Созвездие», который проходил в Москве в декабре, Сухорукова наградили за лучшее исполнение роли второго плана («Антикиллер»), наш корреспондент Евгений КОГАН встретился с артистом, чтобы узнать, чем сейчас живет человек, исполняющий главную роль в картине Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел».

Счастливые дни Виктора Сухорукова  |

— Говорят, вы больше не будете сниматься в криминальном кино, а «Антикиллер» — пуля в лоб криминальному жанру в вашем творчестве. Если Квентин Тарантино позовет — откажетесь?

— Не откажусь. Только это будет уже не бандитское кино, а Тарантино. Но, думаю, «Антикиллера» мне не переплюнуть. Потому что там я изобразил не конкретного человека, не бытового персонажа, а символ, сгусток античеловеческого, безобразного. Тогда мне показалось, что я надорвался — так же, как после роли Ленина в фильме «Все мои Ленины». Бог его знает, может, пройдет время, и в криминальном жанре мне предложат нечто «марлонобрандовское», интересную роль. Но сегодня рычащее, кровавое, злобное мне надоело.

После «Антикиллера» я сказал себе — все, хватит. И в этом году, посмотрите, — в «Теории запоя» Наташи Погоничевой у меня роль доброго дальнобойщика, загорелого, длинноволосого, голубоглазого парня. Закончил «Золотой век» Ильюши Хотиненко — историческую сентиментальную мелодраму, в ней я играю графа Палена. Аркадий Сиренко снял сериал по рассказам Василия Макаровича Шукшина. Каждая серия — отдельный фильм. Мне достался рассказ «Генерал Малофейкин» — я там с удовольствием сыграл трогательного мужичка-строителя, который едет в поезде и врет, что он из других сфер, с других уровней. Счастье! Продолжил сниматься у Юры Мамина в «Русских страшилках» — второй блок серий получился веселей, интересней, смешнее. На озвучании я так хохотал!

И все это завершает предложение сыграть Павла I — я каждый день благодарю Бога. Видимо, я не только внешне сгодился замечательному опытнейшему режиссеру Виталию Вячеславовичу Мельникову, но и по внутреннему содержанию. Значит, образно говоря, я могу спинку держать. И меня это радует, я счастлив. Взялся за эту работу с чрезвычайной серьезностью, кинулся в материал, в документы. Знаю, что либо я это делаю, либо больше никогда в жизни не получу такой роли.

— А пробы были?

— Нет. Мельникову принесли кое-какие материалы, среди которых был и фильм «Счастливые дни». Он взял кассету, вместо отрывков посмотрел целиком. И сказал — вызывайте Сухорукова, будем разговаривать. Я пришел и, конечно, немножечко подыгрывал стереотипу Павла I, общаясь с Виталием Вячеславовичем. А потом решил — а буду-ка я играть того парня из «Счастливых дней», только на тридцать лет старше и в царском облачении. Потому что их объединяет одиночество, отчужденность, непонимание.

— Как вы думаете, Павел был сумасшедшим?

— Нет. Он, наверное, был нервным человеком. Еще красивее скажу — душевнобольным. Сумасшедший не отвечает за свои поступки. А душевнобольной мучается, анализирует... Павел был кающимся человеком.

— Вот вы сказали, что болеете Павлом, изучаете книги, документы. Интересно, как вы готовились к своим бандитским ролям, к «Братьям»?

— Рассказываю. Естественно, бульварной развалочной литературы я не читал. Я наблюдал. Не знаю, кто они такие — киллеры. Думаю, они настолько респектабельные, настолько нормальные внешне люди... Это их работа. Но одно открытие я сделал, когда работал над ролью, — не высовываться, сливаться с толпой, быть незаметным человеком. Жить хорошо, есть, пить, позволять себе какие-то удовольствия, но не иметь лица — я так для себя выразил. Не суетиться, поменьше говорить, больше слушать, замечать, подмечать. Даже излишние эмоции на лице не выдавать, иначе заметить могут, запомнить. Мой герой идет и как бы этими шагами высматривает по сторонам, не на мушке ли он. Не глазами — шагами. Он осторожен, как зверь на охоте.

— Своему герою в «Братьях» вы сочувствовали?

— Нет, я его иллюстрировал. Сочувствовать можно жертве, а Витя Багров — не жертва. И уж тем более не жертва мой герой в «Антикиллере».

— Виктор, вы очень радуетесь, когда вас называют питерским актером...

— Это — моя победа над самим собой, победа всей моей жизни. В 2003 году будет двадцать пять лет как я живу в Питере. Значит, я вышел из пальтишка лимитчика, залетного человека. Разве это не мое достижение? Я был пьяницей, грузчиком, собирал окурки. Я был всяким в этом городе. Но я вырос. И если в какой-то момент меня назвали петербуржцем — значит, не зря я прожил эти тяжелые годы. Я мерил Петербург не подворотнями, где выпито много портвейна и говорено много тем, но другим, более прекрасным. Я всю жизнь одушевлял этот город. А он душил меня низким небом, я спотыкался о его скользкие булыжники. Если задаться целью и подсчитать, кого в моей ленинградско-петербургской жизни было больше — людей, которые относились ко мне хорошо, или тех, кто меня не любил и презирал, — наверное, вторых будет больше.

— А сегодня?

— Сегодня я ни с кем не дружу. Раньше я был одинок, сегодня я одинок вполне. Раньше я хотел быть своим, но у меня не получилось. Мне казалось, что я человек добрый, открытый, искренний, может быть, безмерно искренний. Но я знаю, что никогда не врал этому городу. Я обожаю его до сих пор...

Расскажу вам историю. В прошлом году мне исполнилось пятьдесят лет, и петербургское отделение Союза театральных деятелей даже открыточки не прислало. А когда мой товарищ сказал им об этом, они ответили, что не знали. И я заплакал, когда об этом услышал. Я всю жизнь в скитаниях, в надеждах, в поисках, в плебействе по отношению к театральному миру. Может, только не заискивал. Взаймы брал, но не заискивал. И всегда возвращал долги. А я тогда кричал и сейчас повторю, что до пятидесяти лет это — дни рождения. После пятидесяти — даты. Между ними — полустанки с разбитыми фонарями. Но юбилей у человека один — пятьдесят... И я ушел из СТД.

— Вы давно снимаетесь, у вас не один десяток ролей. А сейчас вы — на пике популярности. Чувствуете свою известность?

— Я зашел в паспортный стол, надо было оформить какие-то бумаги. Люди меня пропускали без очереди, но я не пошел, встал вместе со всеми. А уже потом, когда выкарабкивался из толпы, женский голос в воздухе прокричал: «Вот так вот, это вам не в кино сниматься!» Я получил от этой реплики колоссальное удовольствие...

— А вот вы едете в Москву, заходите в купе. Там сидят люди, которые вас узнают. О чем разговариваете?

— Ездил я с большими начальниками, бизнесменами, компьютерщиками, учеными. Они начинали рассказывать о себе, о своей жизни, своих проблемах. Безумно интересно.

— То есть относятся к вам с симпатией?

— Даже с уважением.

— И это несмотря на то что вы играли злодеев. Вам что, положительных персонажей играть не предлагали?

— Не предлагали.

— А кого из положительных сыграли бы?

— Ученого какого-нибудь. «Девять дней одного года» — с удовольствием.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (2876) от 14.01.2003 года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.