Главная городская газета

«Сашенька, как мы скучаем по тебе...»

  • 15.02.2016
  • Екатерина Омецинская
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
«Сашенька, как мы скучаем по тебе...» | ФОТО Дарьи ПИЧУГИНОЙ

ФОТО Дарьи ПИЧУГИНОЙ

XII всероссийский театральный фестиваль «Пять вечеров» им. А. М. Володина завершился вручением одноименной премии Алисе Фрейндлих, первой исполнительнице роли Дульсинеи в одноименной пьесе самого ленинградского из всех петербургских драматургов.

Сегодня кажется, что Володинский фестиваль существовал в нашем городе всегда, и трудно поверить, что Александра Моисеевича нет с нами уже 15 лет. Но лирическая, искренняя володинская нота, присутствующая в его прозаических и стихотворных произведениях, до сих пор является камертоном для распознавания «своих». Чувствуют ее и умеют передать (даже в постановках по современным пьесам) избранные режиссеры и актеры, из творений которых ежегодно формируется программа «Пяти вечеров». Нота эта задает и определяет атмосферу фестиваля. Думается, что и сам Володин, которому были чужды помпезность и снобизм, остался бы доволен тем домашним, демократичным духом, которым славятся «Вечера».

Александра Моисеевича и его эпоху здесь вспоминали на каждом шагу. В большом фойе театра «На Литейном», партнера фестиваля, была развернута «музейная экспозиция» памяти Володина. Из подлинных и нарисованных на обрывках картона предметов мебели был составлен кабинет драматурга. На полотнищах оберточной бумаги красовались володинские абрисы и строки. Тут же работал знаменитый советский буфет, в витрине которого пестрели банки с бычками и килькой в томате, а декольтированная буфетчица Клава, привычно покрикивая из-за стойки на очередь, разливала в граненые стаканы томатный и яблочный соки. Впрочем, были и напитки покрепче, закусывать которые предлагалось бутербродами с «Докторской» колбасой. Но главной, конечно же, на протяжении пяти вечеров являлась пища духовная.

В Петербург приехали коллективы из Москвы, Новокуйбышевска, Томска, Нягани. По словам арт-директора фестиваля Марины Дмитревской, в этом году главенствовала военная тематика спектаклей. Впрочем, явный милитаристский или антивоенный уклон в постановках углядеть было трудно, скорее, все спектакли объединила женская тема. И вовсе не касались военной проблематики два спектакля из шести: претендующий в пяти номинациях на национальную театральную премию «Золотая маска» светлый и нежный спектакля «Таня-Таня» (реж. Денис Бокурадзе, театр-студия «Грань», Новокуйбышевск) и безоговорочная премьера – постановка «Дульсинея» (реж. Кирилл Семин, Небольшой драматический театр, Петербург). Как сказал директор фестиваля Виктор Рыжаков, возможно, спектакль Семина положил начало новой традиции – «Премьера на фестивале «Пять вечеров». Сбудется ли это предсказание, узнаем через год.

Столичный спектакль «Несовременный концерт», которым 6 февраля открылся фестиваль, целиком был посвящен поколению Володина, прошедшему Великую Отечественную войну. Режиссура Виктора Рыжакова заставила молодых ребят, студентов Школы-студии МХАТ, преобразиться в пожилых людей разного возраста и характера на фоне мелькающей на заднике военной и мирной хроники. Родилась эта постановка из обычного учебного задания, за основу которого студенты должны были взять реальные судьбы реальных стариков. Но ни трагедизации, ни назидания в спектакле, вобравшем в себя также инсценированные обрывки популярных советских кинолент, нет: есть лишь настоящие, живые люди, умеющие держать удар и жить, не отчаиваясь, наперекор обстоятельствам.

Томский ТЮЗ и режиссер Дмитрий Егоров представили спектакль «Победители», родившийся из прозы Светланы Алексиевич. Относиться к книгам «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» можно по-разному, но не признать, что они оказывают сильное впечатление при первом (и часто последнем же) знакомстве, невозможно. Однако инсценировать монологи, из которых состоят сборники Алексиевич, непросто, потому и поиск режиссерского решения оказался непростым: зрителя «брал за живое» скорее текст в жестокой выборке, нежели постановочные ходы или игра актеров.

Пяти задуманных изначально вечеров оказалось мало, чтобы все желающие смогли увидеть заявленные в программе спектакли: каждый из них был сыгран по нескольку раз за один вечер. Но и на дополнительных показах яблоку негде было упасть: зрители сидели прямо на полу – в проходах. Не было отбоя от зрителей и на читках, проходивших на Малой сцене тетра «На Литейном». Впервые прозвучали новые пьесы Юлии Поспеловой, Алены Шварц, Елены Шахновской, Анастасии Букреевой, Ульяны Гицаревой, Екатерины Мавроматис, Юлии Тупикиной, которые затрагивали порой совсем не женские темы.

Из режиссерских эскизов, предъявляемых каждый год в ходе читок, вырос уже не один полноценный фестивальный спектакль. Нынче была показана постановка Рыжакова и столичного Центра им. Всеволода Мейерхольда «Саша, вынеси мусор» по пьесе Натальи Ворожбит, входившей в программу прошлого года. Это история, полная иронии, полувыдумка-полуреальность. Она знакомит зрителей с вдовой и падчерицей украинского офицера. Он умер в мирной жизни, но собирается вновь встать в строй, чтобы защищать родину. Горе и радость, жизнь и смерть, поминки и рождение детей – все смешалось здесь, все легло на женские плечи. И слова героя, незримо присутствующего в жизни героинь, – «Без девочек все не имеет смысла» – прямо указывают на женскую тему фестиваля.

Героиня-девочка волнует и воображение Вадима, персонажа спектакля «Можно попросить Нину» Няганского детского музыкально-драматического театра. Режиссер Роман Каганович выстраивает свой небольшой спектакль на основе фантастики Кира Булычева, придумавшего, что из нашего времени можно позвонить в блокадное прошлое Ленинграда. Впрочем, у Володина, нежно-уважительно относившегося к слабому полу, женщина всегда была главным действующим лицом...

Героиней всего фестиваля тоже стала женщина – Алиса Бруновна Фрейндлих, первой сыгравшая в 1973 году на сцене Театра им. Ленсовета знаменитую Альдонсу в спектакле «Дульсинея Тобосская». 10 февраля, в день закрытия фестиваля и день рождения Александра Моисеевича, народной артистке вручили бронзовую статуэтку драматурга. Приняв ее, Фрейндлих оборотилась к видеоизображению Володина на экране: «Сашенька, как мы скучаем по тебе...» И в этих словах были щемящая тоска по володинской ноте, по атмосфере любви и преклонения, желание слушать и быть услышанной, тоска, которой для утоления недостаточно пяти вечеров в год. Но делать нечего – придется ждать следующего фестиваля...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook