«Сантиментальная горячка»

ГМЗ «Петергоф» на выставке «Как одевался великий немой» показывает 70 костюмов рубежа XIX - XX веков из коллекции петербургского антиквара Натальи Костригиной.

«Сантиментальная горячка» | ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Петергоф»

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Петергоф»

Вещей этого периода довольно много в собраниях различных петербургских музеев, их можно видеть и в постоянной экспозиции, и на временных выставках. Но в музее придумали интересный ход - связать историю моды с кино. Ведь именно здесь, в Тронном зале Большого дворца, в июне 1896 года собрались приглашенные императором Николаем II гости, чтобы посмотреть фильм братьев Люмьер. Один из братьев прибыл в Петергоф, чтобы лично представить свое изобретение российскому императору. Выставка начинается на первом этаже в вестибюле, где у парадной лестницы столпились манекены, облаченные в верхнюю одежду. Накидки, пальто, тальмы, сорти-де-баль... Над манекенами в воздухе парят нарисованные и вырезанные из картона руки. Это руки воображаемых лакеев, которые помогали гостям, приглашенным императором Николаем II во дворец, раздеться. Нынешних гостей - посетителей выставки - встречают красивые девушки и юноши в старинных нарядах, загримированные, как актеры немого кино. Они общаются с публикой с помощью табличек, на которых написаны короткие фразы - как в немых фильмах: «Добрый день!», «Могу ли я проводить вас в кинозал?», «Вы выглядите великолепно!».

Стараниями известного петербургского дизайнера Юрия Сучкова и его помощниц Яны Глушанок и Елизаветы Васильковской Белый зал превратился в подобие съемочной площадки. Костюмы, надетые на безголовые манекены, освещены прожекторами. Над ними парят кадры из немых фильмов или фотографии, запечатлевшие лица актрис с характерным гримом - яркие губы, огромные глаза, подчеркнутые драматическими темными тенями. Со стены, будто с экрана, льется голубоватый свет, кружатся светлые пятна, создающие эффект падающего снега. Поблескивают, переливаются драгоценные вышивки бисером и стеклярусом на платьях. Словно пробивается к нам из прошлого мерцание Серебряного века.

- Это сон о прошлом, - говорит Юрий Сучков. - Давно нет женщин, которые носили эти платья. От них остались лишь оболочки - шелковые, кружевные, шифоновые, эфемерные и хрупкие, как крылья бабочек. Нам с коллегами хотелось погрузить зрителя в некий фантасмагорический мир, чтобы он начал фантазировать.

Экспозиция дополнена цитатами из стихотворений поэтов Серебряного века. «Кинематограф. Три скамейки. Сантиментальная горячка», - делится своими впечатлениями о новом зрелище Осип Мандельштам. В строках Георгия Иванова - предчувствие будущего:

Да, здесь, на светлом
                              трепетном экране,
Где жизни блеск
                              подобен острию,
Двадцатый век,
               твой детский лепет ранний
Я с гордостью и дрожью узнаю.

Среди 70 костюмов, предоставленных Натальей Костригиной, нет тех, которые принадлежали звездам кино. Не снимались вещи и в фильмах. Но примерно такие платья носили в фильмах актрисы Вера Холодная, Вера Каралли, Софья Гославская...

- Эта выставка важна для популяризации зимнего Петергофа, - говорит директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. - Все знают, что мы столица фонтанов, и зимой к нам в принципе люди не ездят. С помощью этой выставки мы решили привлечь к себе публику - в первую очередь, конечно, дам, а потом, надеюсь, и кавалеров, детей.

Все дни работы выставки в Тронном зале крутят немые фильмы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5864) от 10.01.2017.


Комментарии