Самый народный наш. К 250-летию со дня рождения Ивана Крылова
Юбилей великого русского поэта-баснописца читающая Россия отмечает именно сегодня, 13 февраля.
ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС
В воспоминаниях современников Иван Андреевич предстает добродушным увальнем, тяжелым на подъем, любителем хорошо поесть и полежать на диване. Он и сам говорил о себе, что очень ленив.
Между тем написал много - только басен, прославивших его навечно, более 200. И большинство из них были написаны в те годы, когда он служил - верой и правдой - в Императорской публичной библиотеке. Она открылась в Петербурге в 1814 году. А Крылов поступил на должность помощника библиотекаря в Русское отделение в 1812-м, еще до официального открытия. За 29 лет работы благодаря его усилиям объем Русского фонда увеличился в четыре раза.
Впервые в истории библиотечного дела в России он применил шифровку книг: указание места книги на полке и номера полки. В отделе рукописей РНБ хранятся «Алфавитные указатели, писанные Иваном Андреевичем Крыловым». В указатель включено 3327 русских книг, вышедших с 1663-го по 1822 год.
Крылов говорил: «Я свою должность ни на какую другую не променяю». Свою работу он воспринимал как служение - русской литературе, просвещению народа.
Что касается дивана, на котором так любил полежать Иван Андреевич, то он был неподалеку от службы. Утомившись от трудов, Крылов мог отправиться в свою служебную квартиру, чтобы передохнуть. «Дом Крылова» находился там, где сейчас располагается Информационно-сервисный центр Российской национальной библиотеки (Садовая ул., 20). Служебную квартиру на втором этаже этого здания Крылов получил в 1816 году и прожил здесь до 1841 года, когда в возрасте 73 лет вышел в отставку.
В память об этом здесь стоит бюст Крылова, созданный Самуилом Гальбергом в 1838 году. Оригинал хранится в Русском музее, а в библиотеке мы видим мраморную копию, созданную в 1896 - 1899 годах.
В библиотеке помнят о своем знаменитом сотруднике. К 250-летию Ивана Андреевича Крылова в главном здании РНБ пройдут две выставки. С 14 февраля читатели библиотеки смогут увидеть в зале Корфа выставку «Баснословно: Крылов и компания». И узнать (или освежить в памяти) подробности жизни и творчества Ивана Андреевича, историю басни как жанра, известного со времен Античности. Среди экспонатов - прижизненные публикации, первое издание собрания сочинений, литературные журналы начала XIX века.
В отделе рукописей на выставке «Поэт, лентяй, счастливец и тонкий философ» покажут документы из архива Ивана Андреевича: рукописи, черновые и чистовые варианты басен, письма к литератору Михаилу Загоскину, дочери директора Публичной библиотеки Варваре Олениной, ее воспоминания о знакомстве с баснописцем и другие интересные материалы.
В Летнем саду стоит памятник Крылову работы Петра Клодта. Многим жителям нашего города он знаком с самого детства. Ведь так интересно было рассматривать барельефы, изображающие героев басен «дедушки Крылова»! Клодт изобразил героев 36 басен.
Не все знают, какую роль в установке памятника Крылову сыграла газета «Санкт-Петербургские ведомости». А ведь именно на ее страницах вскоре после кончины баснописца появилось предложение о том, чтобы поставить ему памятник. Для сбора средств был создан специальный комитет. За три года удалось собрать более 30 000 рублей: в основном это были частные пожертвования, и можно сказать, что памятник поставлен на народные деньги. Объявленный конкурс выиграл Петр Клодт, которому для работы предоставили мастерскую Академии художеств. В 1854 году памятник был отлит в бронзе, а установлен в 1855-м.
Животных, героев басен, изображенных на барельефах, Клодт лепил с натуры. Многие жили у него в мастерской. Рассказывали, что там обитал даже волк, привезенный царскими егерями. С волком были проблемы - он охотился на кошек. Льва, по вполне понятным причинам, скульптор поселить в мастерской не мог, потому ходил смотреть на него в зверинец, расположенный на Фонтанке. А ради слона приходилось ездить в другой зверинец - в Царское Село.
Басни Крылова ценили его современники. Гоголь назвал их «книгой мудрости самого народа», Жуковский - «поэтическими уроками мудрости». Пушкин назвал его «самым народным нашим поэтом». Как известно, Крылов начал с переводов басен француза Лафонтена. Тот в свою очередь заимствовал многие сюжеты у Эзопа. Отголоски Эзопа и Лафонтена можно найти у Крылова. Но это вовсе не значит, что его творчество не оригинально. Крыловские басни скроены на русский манер, в них звучит живая, разговорная речь народа. Часто они были едким, сатирическим откликом на современные ему политические события. Как, например, «Лебедь, рак и щука» - басня, написанная после Венского конгресса, на котором главы стран, победивших Наполеона, никак не могли договориться о переделе Европы.
Крылова любили все - и народ, и коллеги, и власть имущие. При Николае I его произведения издавались большими тиражами. Дружила с ним императрица Мария Федоровна. В 1823 году Крылов тяжко заболел - кровоизлияние в мозг. Обеспокоенная императрица послала ему букет васильков и пригласила его отдохнуть в свою летнюю резиденцию в Павловск.
Иван Андреевич был тронут ее вниманием и действительно поправился. В благодарность императрице он написал басню «Василек»:
...Солнышко взошло, природу осветило,
По царству Флорину рассыпало лучи,
И бедный Василек, завянувший в ночи,
Небесным взором оживило.
Букетик васильков, подарок императрицы, баснописец засушил и бережно хранил, а в конце жизни завещал положить с ним в гроб.
Почитали Крылова и в советские годы. Удивительно, но осенью 1944 года в Ленинграде, обескровленном блокадой, все же смогли торжественно отметить 100-летие со дня его смерти.
Еще в 1816 году поэт Константин Батюшков сказал, что басни Крылова переживут века. А Петр Вяземский в стихотворении «На радость полувековую», посвященном Крылову, написал:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (6379) от 13.02.2019 под заголовком «Самый народный наш».
Комментарии