Самоизоляция наедине с театром. Что делают в вынужденную паузу артисты?
Запретный плод, как известно, слаще. Так что стоило театрам закрыть свои двери на замок, как любовь к ним обострилась. Причем с обеих сторон: зрители скучают без любимых артистов, а артисты томятся без публики. Но не унывают и готовятся к новым встречам.
Фото: Pixabay / Nachrichten_muc
Пьеса Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», написанная сорок лет назад, со сцен мира никогда не сходила. И сейчас идет и в Китае, и в Южной Америке, и в странах Европы, не говоря уж о театрах России. 27 марта, в Международный день театра, премьеру сыграли в московском «Сатириконе». Играли, конечно, без публики, но онлайн-спектакль смотрела широкая аудитория, которая у театра во главе с Константином Райкиным все шире. Оказалось, пьеса не потеряла свою актуальность и для нового поколения артистов. Конфликт учительницы и учеников обрел новую глубину и напряженность.
«Тряхнули стариной» и артисты Молодежного театра на Фонтанке: на своих интернет-ресурсах они показали известный спектакль Семена Спивака с участием первых исполнителей. Среди многочисленных онлайн-зрителей была и Людмила Разумовская, которой первые постановки «Дорогой Елены Сергеевны» особенно памятны, поскольку достались немалой кровью.
Сейчас драматург, как и все мы, переживает период самоизоляции. По ее мнению, прежняя жизнь уже не вернется, но театр в его лучших проявлениях поможет нам справляться с трудностями.
Любопытно, но даже одноименный фильм Эльдара Рязанова не погасил интерес к театральным версиям пьесы. Как видно, история дорогой Елены Сергеевны затронула некий болезненный социальный нерв. И продолжает волновать.
На самоизоляцию ушли и актеры, привыкшие, несмотря на опасный по нынешним временам возраст, быть в гуще событий. Народный артист России Николай Мартон, активно занятый в репертуаре Александринского театра, успел сыграть в последней премьере - «Маузер» в постановке греческого режиссера Терзопулоса. Премьера прошла уже в режиме онлайн. За два дня собрала гораздо более масштабную аудиторию, чем обычный спектакль, - более семисот тысяч пользователей.
- Труднейшая пьеса, - говорит Николай Мартон. - Совершенно непривычный взгляд на известные нам события. Но я не впервые работаю с этим режиссером и, мне кажется, понимаю его. Материал не оставил меня равнодушным, я, как мог, влез в него.
- А сейчас, в «изгнании», чем занимаетесь?
- Делаю зарядку. Читаю «Войну и мир», уже третий том. Перечитываю роман пятьдесят лет спустя... Оказалось, что русскому человеку надо одну эту книгу прочесть, чтобы понять главное о жизни, о семье, о любви... Стихами занимаюсь, перечитываю любимых авторов... Запомнил еще одну молитву Иоанна Златоуста... Сейчас еще потихоньку гитару осваиваю - раньше не до того было. 15 апреля у моей супруги Натальи Ивановны день рождения - готовлюсь устроить ей домашний концерт...
Столь же востребованная народная артистка России Татьяна Пилецкая тоже на удаленке. Ее планы оборвались буквально на лету. Пригласили выстрелить из пушки на Петропавке в честь дня рождения Александра Вертинского - отменили. 27 марта актрисе предстояло получить «Золотую маску» в номинации «За честь и достоинство». Церемония отложилась. Планировалось участие в фестивале анимационного кино, где предстояло получить приз за озвучание, - сорвалось. Съемки в кино тоже приостановлены. Актриса, однако, не унывает: вместе с внучкой Елизаветой работает над очередной (пятой, кажется) книгой. Лиза - художник, так что стихи неугомонной Татьяны Львовны выйдут с ее иллюстрациями.
И еще для одного занятия сейчас нашлось время.
- Нашла много писем старшего брата Володи, трагически погибшего в августе 1941 года. Ему было двадцать лет, накануне войны его призвали в армию. Служил под Тулой. Писал нам оттуда чуть не каждый день. Вспоминал меня: «Татюська такая баловница...». Остались письма, открытки. Очень скучал по дому, почти в каждом послании: «Когда я вернусь...». Он был такой талантливый, рисовал, стихи сочинял... Последняя открытка от него датирована июнем: «Едем на фронт!».
Хочу подобрать самые интересные письма, прокомментировать, может быть, получится публикация к Дню Победы...
Вынужденная пауза для людей творческих не только помеха. Театральная публика не просто ждет и томится. Осваивает интернет-ресурсы, делится впечатлениями. Знаю, что с большим успехом прошел показ «Тихого Дона» в постановке Григория Козлова, спектакль смотрели даже те, кто уже видел постановку живьем. Так что никакому вирусу от театра нас не отлучить!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6657) от 09.04.2020 под заголовком «Самоизоляция наедине с театром».
Комментарии