Самодержавие сгубила любовь
Пища сердца – так, несколько романтически, определила жанр своей книги поэтесса, писательница Светлана Арро, петербурженка, живущая ныне в Германии. Книга, надо сказать, удивительная. Вдумчивая, глубокая, поразительно лирическая, наполненная искренним уважением к минувшему – русской истории, так неожиданно воплотившейся в немецком Висбадене на старинном русском кладбище.

ФОТО Shai Halud/shutterstock.com
Там упокоились младшая дочь А. С. Пушкина графиня Наталья Александровна Меренберг, прожившая в Висбадене почти полвека, ее муж принц Николаус фон Нассау и их сын, внук Пушкина, граф Георг фон Меренберг. Там покоится прах Никиты Всеволожского, друга молодости Пушкина, с заброшенного захоронения которого несколько человек из России, и автор книги в их числе, начали в 1999 году реставрацию этого далекого пушкинского некрополя. Там нашли последний приют Ульяна Карловна Кюхельбекер, сестра поэта-декабриста, лицейского друга Пушкина, барон Николай Андреевич Корф, младший брат лицеиста Модеста Корфа, и Мария (Прасковья) Петровна, жена поэта Ивана Мятлева, доброго друга и Пушкина, и Лермонтова (известные поэтические строки «Как хороши, как свежи были розы...» принадлежат именно Мятлеву).
На этом же кладбище нашли последний приют незаконные, а позже законные дети императора Александра Второго – светлейший князь Георгий Юрьевский и графиня Ольга Меренберг. История страстной любви немолодого царя и юной выпускницы Смольного института благородных девиц Екатерины Долгорукой, позже ставшей светлейшей княгиней Юрьевской, рассказана у Светланы Арро проникновенно, с пониманием того, как глубоко зарыты корни русской трагедии, постигшей страну в ХХ веке. И – как знать, размышляет автор, не с этой ли страницы отечественной истории, за которой крайне внимательно следили и в России, и за границей, начинается закат и знаменитых александровских реформ, не доведенных до конца, и в целом династии последних российских царей.
Ведь, по трагическому стечению обстоятельств, пишет исследовательница, «настоящая любовь оказывалась гибельной для самодержавия, которое изживало себя». Прологом ее стала именно история любви императора и вчерашней смолянки.
А любящая высочайшая пара оставила после себя потомков, и поныне живущих в странах Европы. Сын князя Георгия – известный профессор-филолог, полиглот, глубокий специалист по русскому языку Александр Юрьевский. Правнук Александра Второго, Георг, нынешний житель Швейцарии, – коллекционер предметов русской старины, спонсор международного Пушкинского фонда и распорядитель благотворительного Пушкинского бала, который по его инициативе ежегодно проводится в Екатерининском дворце Царского Села.
Кстати, именно Георг Юрьевский стал инициатором перезахоронения праха своих родителей из Швейцарии на кладбище в Царское Село, что и произведено было в 2010 году.
Нет, не только грустные мысли о бренности всего земного владели автором книги, потрясенным знакомством с висбаденским некрополем, прекрасным именно своей русскостью, чистотой и светом русской провинции. «Животворящая святыня! /Земля б была без них мертва...», вспоминает Арро пушкинские строки. Здесь упокоились и эмигранты, вынужденные покинуть объятую пламенем революционную Россию, и старое русское воинство – высшее и простое офицерство Императорской, Белой и Красной гвардий и армий, и прибалтийские аристократы, и зарубежные священники Русской православной церкви, и так называемые «солидаристы» – члены Народно-трудового союза, русские православные люди, мечтавшие в отрыве от родины о свободной России.
Осенено это тихое заросшее травой и кустами кладбище Елизаветинской церковью, построенной в середине позапрошлого века в память безвременно умершей 19-летней герцогини Нассау, она же – великая княгиня Елизавета Михайловна Романова, племянница Александра Первого и его брата Николая Первого. Церковь по своей архитектуре напоминает храм Христа Спасителя, что неудивительно: его архитектор Филипп Гофман перенес в постройку свои впечатления от строившегося в Москве храма. Иконы великолепного иконостаса выполнены профессором Карлом фон Неффом, расписывавшим храм Христа Спасителя и Исаакиевский собор.
Посетивший Висбаден в 1896 году Николай Второй выкупил церковь Св. Елизаветы вместе с участком земли и кладбищем. Так что сегодня все это принадлежит Русской православной церкви за границей.
И тысячи незримых нитей связывают ныне этот уголок немецкой земли, где покоятся наши соотечественники, с сегодняшней Россией.
Светлана Арро. Печаль моя светла... Меланхолические прогулки с поэтическим путеводителем по русскому историческому кладбищу в Висбадене. М.: Лингвистика, 2015.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5620) от 13.01.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии