Самодержавие сгубила любовь

Пища сердца – так, несколько романтически, определила жанр своей книги поэтесса, писательница Светлана Арро, петербурженка, живущая ныне в Германии. Книга, надо сказать, удивительная. Вдумчивая, глубокая, поразительно лирическая, наполненная искренним уважением к минувшему – русской истории, так неожиданно воплотившейся в немецком Висбадене на старинном русском кладбище.

Самодержавие сгубила любовь | ФОТО Shai Halud/shutterstock.com

ФОТО Shai Halud/shutterstock.com

Там упокоились младшая дочь А. С. Пушкина графиня Наталья Александровна Меренберг, прожившая в Висбадене почти полвека, ее муж принц Николаус фон Нассау и их сын, внук Пушкина, граф Георг фон Меренберг. Там покоится прах Никиты Всеволожского, друга молодости Пушкина, с заброшенного захоронения которого несколько человек из России, и автор книги в их числе, начали в 1999 году реставрацию этого далекого пушкинского некрополя. Там нашли последний приют Ульяна Карловна Кюхельбекер, сестра поэта-декабриста, лицейского друга Пушкина, барон Николай Андреевич Корф, младший брат лицеиста Модеста Корфа, и Мария (Прасковья) Петровна, жена поэта Ивана Мятлева, доброго друга и Пушкина, и Лермонтова (известные поэтические строки «Как хороши, как свежи были розы...» принадлежат именно Мятлеву).

На этом же кладбище нашли последний приют незаконные, а позже законные дети императора Александра Второго – светлейший князь Георгий Юрьевский и графиня Ольга Меренберг. История страстной любви немолодого царя и юной выпускницы Смольного института благородных девиц Екатерины Долгорукой, позже ставшей светлейшей княгиней Юрьевской, рассказана у Светланы Арро проникновенно, с пониманием того, как глубоко зарыты корни русской трагедии, постигшей страну в ХХ веке. И – как знать, размышляет автор, не с этой ли страницы отечественной истории, за которой крайне внимательно следили и в России, и за границей, начинается закат и знаменитых александровских реформ, не доведенных до конца, и в целом династии последних российских царей.

Ведь, по трагическому стечению обстоятельств, пишет исследовательница, «настоящая любовь оказывалась гибельной для самодержавия, которое изживало себя». Прологом ее стала именно история любви императора и вчерашней смолянки.

А любящая высочайшая пара оставила после себя потомков, и поныне живущих в странах Европы. Сын князя Георгия – известный профессор-филолог, полиглот, глубокий специалист по русскому языку Александр Юрьевский. Правнук Александра Второго, Георг, нынешний житель Швейцарии, – коллекционер предметов русской старины, спонсор международного Пушкинского фонда и распорядитель благотворительного Пушкинского бала, который по его инициативе ежегодно проводится в Екатерининском дворце Царского Села.

Кстати, именно Георг Юрьевский стал инициатором перезахоронения праха своих родителей из Швейцарии на кладбище в Царское Село, что и произведено было в 2010 году.

Нет, не только грустные мысли о бренности всего земного владели автором книги, потрясенным знакомством с висбаденским некрополем, прекрасным именно своей русскостью, чистотой и светом русской провинции. «Животворящая святыня! /Земля б была без них мертва...», вспоминает Арро пушкинские строки. Здесь упокоились и эмигранты, вынужденные покинуть объятую пламенем революционную Россию, и старое русское воинство – высшее и простое офицерство Императорской, Белой и Красной гвардий и армий, и прибалтийские аристократы, и зарубежные священники Русской православной церкви, и так называемые «солидаристы» – члены Народно-трудового союза, русские православные люди, мечтавшие в отрыве от родины о свободной России.

Осенено это тихое заросшее травой и кустами кладбище Елизаветинской церковью, построенной в середине позапрошлого века в память безвременно умершей 19-летней герцогини Нассау, она же – великая княгиня Елизавета Михайловна Романова, племянница Александра Первого и его брата Николая Первого. Церковь по своей архитектуре напоминает храм Христа Спасителя, что неудивительно: его архитектор Филипп Гофман перенес в постройку свои впечатления от строившегося в Москве храма. Иконы великолепного иконостаса выполнены профессором Карлом фон Неффом, расписывавшим храм Христа Спасителя и Исаакиевский собор.

Посетивший Висбаден в 1896 году Николай Второй выкупил церковь Св. Елизаветы вместе с участком земли и кладбищем. Так что сегодня все это принадлежит Русской православной церкви за границей.

И тысячи незримых нитей связывают ныне этот уголок немецкой земли, где покоятся наши соотечественники, с сегодняшней Россией.

Светлана Арро. Печаль моя светла... Меланхолические прогулки с поэтическим путеводителем по русскому историческому кладбищу в Висбадене. М.: Лингвистика, 2015.




Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5620) от 13.01.2016.


Комментарии