Саломея с идеей

В премьерных показах оперы «Саломея» Рихарда Штрауса в постановке Марата Гацалова партию Иоканаана исполнил наконец бас Евгений Никитин. За пультом на сей раз стоял не Валерий Гергиев, а Кристиан Кнапп.

Саломея с идеей | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

В отличие от кинопремьеры, где ничего уже не исправить, оперная премьера с первого до последнего спектакля открыта разным изменениям. Первый показ «Саломеи» состоялся около двух месяцев назад, но солист, которого все так ждали в партии Иоанна Крестителя (Иоканаана), решился спеть в этом спектакле только сейчас. Все предыдущие спектакли партию пророка исполнял его младший коллега Вадим Кравец. В иной режиссерской эстетике его сценическое существование, возможно, выглядело бы более впечатляющим. Но в условиях слишком радикальной для Мариинского театра эстетики режиссера-дебютанта Марата Гацалова артист всего-навсего корректно доложил партию, не вложившись эмоционально. Впрочем, и это было непросто: исполнитель находился над сценой и был предельно ограничен в движениях - так требовал режиссерский рисунок.

Словом, на протяжении всех предыдущих спектаклей премьерной серии очень хотелось услышать в партии Иоканаана певца, способного пробить стену умозрительной, хотя и не совсем бессмысленной режиссерской концепции. Евгений Никитин это сделать сумел. Скованный в движениях, он с немецкой точностью и русской бездонностью чеканил в своих обличительных речах каждую ноту, «наливая» ее раскаленной басовой сталью, меняя гнев на милость в ариозо, где почти в духе баркаролы пророчил о пришествии Мессии. Саломея в исполнении Евгении Муравьевой (на снимке) поражала и красотой сопрано, и грамотным распределением вокальных сил в «кровавой» партии, и способностью удерживать внимание слушателей интонационным разнообразием. Дирижер Кристиан Кнапп смаковал симфонические детали красочной штраусовской партитуры, не боясь дробить целое на эпизоды, вскрывать тайные смыслы.

Марат Гацалов не постеснялся признаться в неофитстве - первом знакомстве с оперным жанром. Он представил свое видение «Саломеи» словно с чистого листа - как если бы не было ни пьесы Уайльда с ее декадентскими изгибами, ни оперы Штрауса с ее змеиными узорами модерна. В буклете он признался, что решил показать в своем спектакле, с каким трудом принимают люди новые идеи. Хороша же «новая идея»: Саломея пожелала «отрубить ему голову». Впрочем, бесспорно, что в искусстве степень абстракции резко повышается... Согласно Гацалову, Саломея - та самая искательница «новых идей».

Она явлена в белом с головы до ног. Иоканаан выезжает из глубины сцены, как из своего подземелья, одетый в черное. Себе в помощники режиссер взял компанию латышских дизайнеров. Художник-постановщик Моника Пормале, художники по костюмам Роландс Петеркопс и Марите Мастина-Петеркопа (MAREUNROL,S) вместе с художником-видеографиком Катриной Нейбурга оформили режиссерские идеи в духе «формального театра» - максимально эстетски, лишь в костюмах оставив полуироничные намеки на библейский историзм. После предыдущей постановочной реалистическо-бытовой версии «Саломеи», из которой сделали эдакий кинопавильон, этот вариант превзошел все ожидания.

На сцену выкатилась гигантская буква «С», обозначив как бы Саломею. Чуть позже из глубины сцены выплыли еще две буквы - «ОН» с Иоканааном в центре буквы «О» - получилось как бы «Саломея и Он», а вместе - СОН. В этом «сне» и совершались сюжетные коллизии, включая танец Саломеи. Три буквы образовали плотную светящуюся, словно ледяную, крепость, о которую трижды ударялась главная героиня, пытаясь пробить стену непонимания между собой и Иоканааном. И трижды оказывалась отброшенной. Постановщики словно заморозили темное эротическое напряжение, поставив акцент на удивлении, сделав из Саломеи невинную особу с «чистыми помыслами», возжелавшую постичь непостижимое.

Метод формального театра, высокая степень отстраненности выполняли свою сдерживающую функцию, охраняя слишком впечатлительных слушателей от мрака темных истин. Свой танец Саломея начала в «голом трико», стремительно перебираясь с яруса на ярус огромных букв. Танца как такового не было - он был сервирован как эротическое видео фрагмента женского тела на экранах из «сна», внезапно продолжившегося черно-белой хроникой времен войн и прочих разрушений - последствий порочного желания. Отрубленная голова предстала также на экране как блиц-экскурсия по живописи на тему «Голова Иоанна Крестителя на блюде» из разных европейских коллекций.

Было в той «экскурсии», мучительно тянувшейся на протяжении длинного монолога Саломеи, что-то из другой оперы, из области культпросвета. Куда логичнее было бы наблюдать не за расплывающимися видеокопиями из музеев, а за чем-то более эксклюзивным, более соответствующим выбранной авангардной эстетике спектакля.

#«Саломея» #Мариинский театр #опера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...