Сакральное пространство культуры

Петербургский международный юридический форум традиционно прошел в Главном штабе. Эрмитаж его соучредитель, каждый годна форуме проводится заседание, посвященное юридическим вопросам, связанным с культурой.

Сакральное пространство культуры |

Главной темой нынешнего форума стало доверие к праву. Обсуждалось, почему это доверие теряется. Я не раз говорил: мы живем в атмосфере всеобщего недоверия. Так происходит, когда слишком силен контроль, для которого создается мощная бюрократия. Контроль становится главным, дело отходит на второй план. Так происходило в Советском Союзе и начинает происходить сейчас, когда даже отделы кадров называют отделами контроля и кадров.

До сих пор на заседаниях юридических форумов, посвященных культуре, мы обсуждали проблемы оскорбления чувств, кощунства, охраны памятников, реституционных исков, защиты выставок от ареста, вопросы экспертизы и защиты экспертов. В этом году мы говорили о музеях как о сакральном пространстве культуры.

На пленарном заседании шла речь о том, что существует мягкий кризис в системе авторских прав. Есть громадное число ограничений на использование того, что создано людьми. По воле тех, кто авторскими правами обладает, и институтов, которые этими правами управляют, ограничивается доступ к культуре.

«Круглый стол», посвященный сакральности территории искусства, был представительным и очень живым. Его вел Михаил Ефимович Швыдкой. Присутствовали функционеры ЮНЕСКО, судьи, адвокаты, юрисконсульты, музейщики...

Сегодня глобальная проблема – уничтожение памятников культуры. Приходится констатировать, что законы и правила ЮНЕСКО не мешают уничтожать памятники и не только там, где ведутся боевые действия. Зачастую в местах, где идет война, памятники уничтожают как раз из-за громких выступлений в их защиту. В связи с этим встает вопрос о силовой защите, что особенно актуально благодаря деятельности России в Сирии.

Там осуществлена блестящая миссия. Памятник культуры Пальмира стал целью военной операции. Случай редкий, в русской истории так происходило чаще, чем в любой другой. На Западе это вдруг вызвало отторжение: почему русские столь активны в Пальмире? Концерт Гергиева в Пальмире называют пиаром. Да, это пиар культуры, использования силы в защиту памятников. Говорят, у русских военная база в Пальмире. Я там был, как и большая группа журналистов. Мы видели базовый лагерь саперов, которые должны где-то жить. Лагерь – жилые модули на столбиках, стоящие на земле рядом с городищем.

Скандал раздувается людьми, которые в Пальмире не были. Многих журналистов, как и представителей ЮНЕСКО, приглашали, они не поехали. Теперь делятся впечатлениями о том, чего не видели.

Все это напоминает историю с «потемкинскими деревнями». В большое путешествие Екатерины в Крым не взяли некоторых дипломатов, они и придумали историю о фальшивых деревнях. Екатерина ехала в сопровождении дипломатов, на пути ее следования в населенных пунктах устраивали праздники. Люди, непричастные к событию, придумали небылицу.

Возникает закономерный вопрос: где протесты по поводу других военных баз? В Ираке много памятников захвачено и разрушено. Там базируются войска разных стран, нет ни одной операции в защиту культурного наследия. Известно, что польские военные стояли на городище в Вавилоне, пытались предотвратить разграбление памятника. Не смогли, там в каждом углу копают. Где концерт в защиту Вавилона?

Разговоры про Пальмиру, которые привели к силовому решению ее освобождения, и в России вызывают раздражение: зачем она нам далась, своих забот хватает. Мы говорили и будем говорить о Пальмире. Тем более сейчас, когда есть план, что надо делать. Проект ЮНЕСКО будет осуществляться с разрешения правительства Сирии.

Культуру надо защищать не только от военной агрессии, но и от диктата навязывания мнений. В таких случаях принято говорить о цензуре и власти. Но сегодня в России сильнее диктат толпы. Если называть политкорректно, представители и активисты разных слоев публики полагают, что могут указывать музеям, как им работать. Есть люди, готовые запретить все на свете. Есть те, кто указывает: это уберите, это не показывайте. Кто-то скидывает памятники с пьедесталов. Проповедуется идея избирательности, но на самом деле речь идет об уничтожении памяти, которую музеи хранят.

Мнения могут быть разными, но они не должны превращаться в указания. Термин «сакральность», который сегодня часто упоминается, применим и в отношении территории музеев.

Музеи борются за свои права, выигрывают иски в судах. На форуме обсуждался теоретический вопрос: чему эти права соответствуют. Вариантов несколько: интеллектуальные неимущественные, авторские или права собственности. В законе о ввозе и вывозе музейные вещи фигурируют как товар.

В перестроечное время было принято много хороших романтических законов: закон о культуре, закон о музейном фонде и другие, которые сейчас пересматриваются. Этот процесс вызывает вопросы. Становится ясно: необходимо работать над созданием особого музейного права с его ярко выраженной спецификой.

Опыт есть, в частности, в области контроля за использованием музейной собственности. Простой пример, в Интернете есть картинки вещей из наших собраний. Каждый может скачать и любоваться дома. Но как только дело доходит до тиражирования, возникает два вопроса. Первый финансовый: тиражирование – использование в коммерческих целях. Второй этический – как используется изображение. Недавно картину Рембрандта «Даная» собирались использовать для рекламы ортопедических матрасов.

Контроль над коммерческим использованием – важная функция музея, которая должна быть юридически обеспечена. Одна из форм – регистрация прав. Допустим, у нас оформлено право на использование бренда Эрмитаж в гостиничной сфере. Мы им воспользовались, когда появился партнер, который готов к контролю со стороны музея. В то же время мы сумели добиться прекращения выпуска сигарет с явными признаками эрмитажного логотипа на упаковке.

На «круглом столе» шла речь и о преступлениях против искусства. Я люблю говорить о пакте Рериха и декларации прав культуры Лихачева. У искусства есть права, существуют преступления против искусства. Есть правонарушения, позиционирующие себя как искусство.

Юридически это регулировать трудно. Здесь требуется сочетание юридических норм и того, что называется экспертным мнением авторитетных людей. Условно говоря, если серьезный музей работу показал, это достаточное основание считать ее произведением искусства.

Искусство бывает разным. Есть Филармония и Евровидение, Эрмитаж и место, где показывают «виртуальных» Ван Гогов. Это разные вещи. Современное провокационное искусство использует приемы шоу-бизнеса и является шоу-бизнесом. Это тоже искусство, но низшая его категория, где главным становится элемент развлечения.

В свое время в «Манифесте» мы пытались показать, как можно об острых вещах говорить без истерик и провокаций. В ближайшее время откроем серию выставок, которые должны подчеркнуть особенность территории искусства. Выставка «Реализмы» представит социально острые, бьющие по нервам, вещи. Так было с картинами передвижников, показавших жизнь низших слоев.

Вокруг этой выставки мы хотим устроить обсуждение, что такое реализм. Это направление в искусстве, за которым стоит социальный и эстетический протест, критическое отношение к жизни.

Выставки – часть эрмитажных экспозиций. Современное искусство мы показываем в контексте классического. В один день с «Реализмами» откроется громадное, только что отреставрированное полотно Рубенса. Есть предположение, что картина делалась для алтаря, но ее не стали туда помещать. Слишком реалистичными оказались изображения мускулистых воинов, которые мешают Христу взлететь.

И только что представленная публике после реставрации картина ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну» – великая вещь, имеющая отношение к реализму. Через некоторое время из Москвы к нам приедет «Олимпия» Мане. Мы покажем две картины Кандинского... Все они вступят между собой в диалог.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (5709) от 26.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...