Садик императрицы
Висячий сад Малого Эрмитажа первоначально носил другое имя — «Садик Ея Величества при Зимнем каменном дворце». В 1763 году, почти одновременно с завершением строительства дворца, Екатерина II поручила Фельтену разработать проект висячего сада, конюшен и манежа на месте обветшавших домов сановников петровского времени.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Летом в Висячем саду непрерывно цветут растения.
Висячий сад — сооружение на искусственном своде над жилыми или хозяйственными постройками — расположили на уровне парадного этажа дворца. Открытую террасу поддерживали железные своды в виде арочных конструкций. На клумбах высаживались белые и алые розы. Экзотические растения в летний сезон выставляли в кадках, а на зиму убирали в оранжерею. С ними соседствовали березы, вишни, яблони. Висячий сад с первых его дней украшали мраморные статуи.
Очень скоро в северной части сада был создан Оранжерейный дом. Когда вдоль открытой террасы возвели галереи, где разместились приобретенные императрицей картины, Оранжерейный дом стал называться Малым Эрмитажем, от которого были неотделимы оранжерея и Зимний сад. По воспоминаниям современников, несмотря на суровый климат, в саду комфортно себя ощущали птицы, цветы, ананасы и апельсиновые деревья.
Со смертью Екатерины облик сада менялся. За свою историю он пережил не одну реконструкцию. Стасов перестроил его после пожара 1837 года, использовав новейшие достижения техники и садово-паркового искусства. Для этого пришлось разобрать стены и конструкции XVIII века, а взамен возвести новые опоры — каменные аркады на мощных столбах. На новой террасе садовник Грей разбил сад регулярной планировки, похожей на предыдущую. Вдоль центральной аллеи расположилось два ряда деревьев, цветочные клумбы и мраморная скульптура.
Изменения в облик Висячего сада внес и Штакеншнейдер. В 1850 году по поручению Николая I он вынес екатерининскую оранжерею с экзотическими растениями в северную часть, накрыв ее стеклянным шатровым перекрытием. В Малом Эрмитаже появился Зимний садик, в центре которого итальянский скульптор Феличе де Фово соорудил фонтан. Это все, что осталось от задумки Штакеншнейдера.
Следующая реконструкция пришлась на 1893 — 1895 годы. Архитектор Красовский заменил гидроизоляцию и отремонтировал перекрытия. Знаменитый петербургский завод «Сан-Галли» починил конструкции.
Висячий сад — один из немногих сохранившихся до наших дней. Уникальность отчасти и объясняет трудности создания и эксплуатации подобных сооружений в нашем климате. В архивных документах рефреном проходит фраза: «...великая течь и сырость...». В 1837 году из-за проникновения влаги в одной из кладовых под садом обрушился свод.
Ремонтные работы, не раз проводившиеся под руководством выдающихся архитекторов, были связаны в основном с многочисленными протечками.
Планы последней реставрации Висячего сада разрабатывались с 1980-х годов. С начала 2000-х велись исследовательские работы: изучались архивные материалы, выяснялись причины протечек в помещениях под садом, обследовались фундаменты, подвалы и своды центральной части Малого Эрмитажа. Десять лет назад Висячий сад закрылся на реставрацию, которая продолжалась до 2012 года.
С помощью геофизических (неразрушающих) методов российские и голландские специалисты осушали стены и своды, обследовали инженерные сети, выясняли, где нарушена гидроизоляция и находятся источники сырости.
Споры вызвал исторический период, на который проводить реставрацию. Было принято решение принять за основу планы и описания ХIХ столетия — времени, связанного с деятельностью архитектора Стасова. Сад оставили открытым, оранжерею Штакеншнейдера восстанавливать не стали, обозначив ее границы.
Образцом для композиции зеленых насаждений послужил план сада и примыкающих галерей на 1843 год, а также «реестры Кустам предполагаемых к посадке в сад при Малом Эрмитаже и находящихся в школах при Таврическом и Елагиноостровском дворцовых садах». По спискам, составленным Стасовым и Греем, высажены растения, создающие непрерывное цветение. Копии мраморных скульптур отлиты из полимербетона (полиэфирная смола с мраморной крошкой).
В Висячий сад публика не допускается. Любоваться им можно из окон Эрмитажа.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5350) от 28.11.2014.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии